таисия перелыгина
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».
Выделяется две группы задач:
1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью :
- овладение трудовыми навыками и умениями.
- овладение структурной деятельностью
2. Развитие личности ребёнка в труде :
- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться, раздеваться. Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.
Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в феврале сажаем лук, за которым ухаживаем, наблюдаем за его ростом.
Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Умственный труд – Дети во время труда думают о том, как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают).
Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.
Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.
Детский труд своеобразен :
- он прост по содержанию;
- доступен по характеру выполняемых действий
- связан с игрой.
Связь игры с трудом - отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка.
Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.
Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности :
- инициатива
- товарищеская взаимопомощь
- хорошее выполнение
Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.
Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.
Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает :
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой.
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых
Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную, на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду.
Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.
Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Дошкольник ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.
Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка.
Прав был замечательный педагог В. А. Сухомлинский, подчеркивая, что трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому, что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.167 c.
2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.170 c.
3. Интернет - ресурсы
4. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде