Папки-передвижки

Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников

Светлана Миронова
Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Совершенствование процесса трудового воспитания начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач образования. Семья является естественной воспитывающей средой для ребенка. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье ребенок получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными трудовыми навыками. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения. Бесспорно, условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но, все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.

Темочки:

Анализ полученного нами материала показал, что воспитанием детей (45 %) старшего дошкольного возраста, главным образом, занимается мать. В то же время в 39 % семей обращают на воспитание детей одинаково и отец и мать. Но есть и такие семьи (10 %, где главным воспитателем является дедушка или бабушка. В ведении домашнего хозяйства процент участия других членов семьи выше, чем их участия в воспитании детей. Так, если воспитанием детей в 45 % всех семей занимается одна мать, то домашнее хозяйство ведет одна только мать в 27 % семей; оба родителя участвуют в воспитании детей 39 % семей, а домашнее хозяйство в 45 % семей ведут оба супруга.

Эти показатели весьма убедительно говорят о том, что чем активнее члены семьи участвуют в ведении домашнего хозяйства, тем больше дополнительного времени освобождается у женщины – матери, которое она может использовать на воспитание своих детей.

Между распределением педагогических сил родителей и их участием в ведении домашнего хозяйства существует некоторая зависимость в семьях, члены которых принадлежат разным социальным группам и имеют различное образование. Чем выше образование женщины – матери, тем больше муж и другие члены семьи помогают ей в воспитании детей (разница 6 – 7 %) и в ведение домашнего хозяйства (6 – 13 %). В семьях служащих и интеллигенции оба родителя занимаются воспитанием детей на 6% больше, чем в семьях рабочих, зато в семьях рабочих отцы принимают большое участие в ведении домашнего хозяйства.

Очень велико воспитательное значение систематического труда. Поэтому в опросах, анкетирование и наблюдениях мы обращали большое внимание на то, систематически ли дети выполняют трудовые обязанности, то есть занимаются помимо самообслуживания еще каким – либо ежедневным трудом.

Педагогический анализ фактического материала показал, что между пониманием родителями важности трудового воспитания и практическим его осуществлением наблюдается некоторое несоответствие. Из 99, 6 опрошенных родителей вполне осознанно относятся к целям трудового воспитания, однако только 52% детей в этих семьях регулярно выполняют не только интересующие их, но и необходимые для семьи трудовые обязанности.

В семьях рабочих систематическим трудом дети старшего дошкольного возраста заняты на 10 % больше, чем в семьях служащих и интеллигенции.

По существу, в трудовом воспитании старших дошкольников в семьях различных социальных групп грани в основном стерты и можно говорить только о некоторых различиях. Наши наблюдения не подтвердили представления о том, что принадлежность к той или иной социальной группе зависит вовлечение детей в труд семьи.

Анализ содержания трудовых поручений и обязанностей показал, что дети дома выполняют разнообразную работу. Дети занимаются самообслуживанием (99%, на втором месте – уборка помещений (85 %, 56 % - на приусадебном участке. Более благополучно трудовое воспитание осуществляется в семьях, имеющих трое или более детей. Если систематические трудовые обязанности в семьях с одним ребенком имеются у 46 %, то в семьях с двумя детьми – у 54%, с тремя и более – 78 %.

Наши данные показали, что место ребенка в семье в некоторой степени определяют и его трудовые обязанности : У старшего дошкольника их больше, чем у среднего или младшего дошкольника, трудовых обязанностей по отношению к другим членам семьи.

Трудовое воспитание старшего дошкольника определяется укладом домашней жизни, распределением педагогических сил в семье и в организации деятельности детей и их родмтелей.

Выявились основные факторы, эффективно влияющие на трудовое воспитание детей, на его социальный аспект:

Общественная направленность родителей – отношение к производственному и семейному труду, потребности, интересы, трудовые традиции в семье.

Осуществление целенаправленного воспитания – понимание родителями целей трудового воспитания, создание педагогических условий для трудового воспитания ребенка в семье, его трудовой деятельности, правильное распределение педагогических сил,

Климат семьи – положительные взаимоотношения родителей и детей, других членов семьи в повседневной жизни и труде, уровень развития взаимопомощи, эмоциональная атмосфера в семье, справедливое распределение домашнего труда.

Для решения задачи по формированию начал социально направленной трудовой деятельности были разработаны рекомендации.

На первом этапе предлагалось привлечь ребенка к выполнению трудовых поручений при опоре на его интересы и положительные черты личности, постепенно усложняя трудовые поручения и обязанности, выполняя их не только для себя, но и для других членов семьи; формирование у ребенка на этой основе социально направленных мотивов трудовой деятельности.

На втором этапе формирования – усложнение содержания труда, включение обязанностей, в которых выражается забота о близких людях; эти обязанности определяются жизненной необходимостью и отвечают интересам детей.

К концу года заметно повысилось осознание ребенком необходимости и важности его посильного труда в семье, социальные мотивы трудовой деятельности вышли на первый план.

Особенно возросли мотивы чувства долга и ответственности за выполненную работу, желание расширять практический опыт на пользу других членов семьи (повысилось в три раза); сочувствие и желание помочь родителям, облегчить им труд стало занимать значимое место.

Значительно увеличилось количество детей самого высокого уровня (развитие социально направленной трудовой деятельности). Эти дети умели самостоятельно ставить и реализовывать цель. У таких детей появилось осознание чувства долга и желания помочь родителям.

Для повышения уровня трудового воспитания детей в семье и его социальной направленности необходима сознательная деятельность взрослых по организации трудовой деятельности на примерах – образцах трудовой направленности поведения, взаимоуважения и взаимной заботе в трудовых делах семьи. Весьма существенное влияние оказывает правильная организация трудовой деятельности и сотрудничества с другими членами семьи, а также варьирование мотивов труда в плане их личностной и общественной значимости.

При создании педагогических условий для целенаправленного трудового воспитания в семье необходимо предусмотреть наличие у ребенка трудовых поручений и обязанностей, а также их правильный отбор по содержанию, степени трудности и длительности выполнения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрыть свои таланты и способности, найти свое место в жизни.

Литература:

1. Буре Р. С, Година Г. И. Учите детей трудиться : Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1983. - 144с.

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.

3. Воспитание дошкольника в труде/В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Зазиг и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 207с.

4. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. -- М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

Публикации по теме:

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием.

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности. Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Патриотическое воспитание старших дошкольников Автор: Ракова Евгения Сергеевна Организация: ГБДОУ Детский сад №15 Пушкинского района «Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным.

План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности «Труд - это могучий воспитатель, а также средство всестороннего развития человека».

План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности «Труд - это могучий воспитатель, а также средство всестороннего развития человека".

Самообразование на тему «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» План по самообразованию воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна (Ф. И. О. педагога) Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой.

Самоотчет по общественной деятельности Самоотчет общественная деятельность В МБДОУ ЦРР Д/с № 3 «Катюша» работаю 8 год из них воспитателем 7 лет 4 мес. Прошла курсы повышения.

Специфика трудовой деятельности дошкольников Специфика трудовой деятельности дошкольников. Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, виды трудовой деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2019 в 19:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Миронова (УИ 880024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России
23 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД