Светлана Миронова
Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование процесса трудового воспитания начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач образования. Семья является естественной воспитывающей средой для ребенка. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье ребенок получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными трудовыми навыками. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения. Бесспорно, условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но, все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание.
Публикация «Воспитание общественной направленности трудовой деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Анализ полученного нами материала показал, что воспитанием детей (45 %) старшего дошкольного возраста, главным образом, занимается мать. В то же время в 39 % семей обращают на воспитание детей одинаково и отец и мать. Но есть и такие семьи (10 %, где главным воспитателем является дедушка или бабушка. В ведении домашнего хозяйства процент участия других членов семьи выше, чем их участия в воспитании детей. Так, если воспитанием детей в 45 % всех семей занимается одна мать, то домашнее хозяйство ведет одна только мать в 27 % семей; оба родителя участвуют в воспитании детей 39 % семей, а домашнее хозяйство в 45 % семей ведут оба супруга.
Эти показатели весьма убедительно говорят о том, что чем активнее члены семьи участвуют в ведении домашнего хозяйства, тем больше дополнительного времени освобождается у женщины – матери, которое она может использовать на воспитание своих детей.
Между распределением педагогических сил родителей и их участием в ведении домашнего хозяйства существует некоторая зависимость в семьях, члены которых принадлежат разным социальным группам и имеют различное образование. Чем выше образование женщины – матери, тем больше муж и другие члены семьи помогают ей в воспитании детей (разница 6 – 7 %) и в ведение домашнего хозяйства (6 – 13 %). В семьях служащих и интеллигенции оба родителя занимаются воспитанием детей на 6% больше, чем в семьях рабочих, зато в семьях рабочих отцы принимают большое участие в ведении домашнего хозяйства.
Очень велико воспитательное значение систематического труда. Поэтому в опросах, анкетирование и наблюдениях мы обращали большое внимание на то, систематически ли дети выполняют трудовые обязанности, то есть занимаются помимо самообслуживания еще каким – либо ежедневным трудом.
Педагогический анализ фактического материала показал, что между пониманием родителями важности трудового воспитания и практическим его осуществлением наблюдается некоторое несоответствие. Из 99, 6 опрошенных родителей вполне осознанно относятся к целям трудового воспитания, однако только 52% детей в этих семьях регулярно выполняют не только интересующие их, но и необходимые для семьи трудовые обязанности.
В семьях рабочих систематическим трудом дети старшего дошкольного возраста заняты на 10 % больше, чем в семьях служащих и интеллигенции.
По существу, в трудовом воспитании старших дошкольников в семьях различных социальных групп грани в основном стерты и можно говорить только о некоторых различиях. Наши наблюдения не подтвердили представления о том, что принадлежность к той или иной социальной группе зависит вовлечение детей в труд семьи.
Анализ содержания трудовых поручений и обязанностей показал, что дети дома выполняют разнообразную работу. Дети занимаются самообслуживанием (99%, на втором месте – уборка помещений (85 %, 56 % - на приусадебном участке. Более благополучно трудовое воспитание осуществляется в семьях, имеющих трое или более детей. Если систематические трудовые обязанности в семьях с одним ребенком имеются у 46 %, то в семьях с двумя детьми – у 54%, с тремя и более – 78 %.
Наши данные показали, что место ребенка в семье в некоторой степени определяют и его трудовые обязанности : У старшего дошкольника их больше, чем у среднего или младшего дошкольника, трудовых обязанностей по отношению к другим членам семьи.
Трудовое воспитание старшего дошкольника определяется укладом домашней жизни, распределением педагогических сил в семье и в организации деятельности детей и их родмтелей.
Выявились основные факторы, эффективно влияющие на трудовое воспитание детей, на его социальный аспект:
Общественная направленность родителей – отношение к производственному и семейному труду, потребности, интересы, трудовые традиции в семье.
Осуществление целенаправленного воспитания – понимание родителями целей трудового воспитания, создание педагогических условий для трудового воспитания ребенка в семье, его трудовой деятельности, правильное распределение педагогических сил,
Климат семьи – положительные взаимоотношения родителей и детей, других членов семьи в повседневной жизни и труде, уровень развития взаимопомощи, эмоциональная атмосфера в семье, справедливое распределение домашнего труда.
Для решения задачи по формированию начал социально направленной трудовой деятельности были разработаны рекомендации.
На первом этапе предлагалось привлечь ребенка к выполнению трудовых поручений при опоре на его интересы и положительные черты личности, постепенно усложняя трудовые поручения и обязанности, выполняя их не только для себя, но и для других членов семьи; формирование у ребенка на этой основе социально направленных мотивов трудовой деятельности.
На втором этапе формирования – усложнение содержания труда, включение обязанностей, в которых выражается забота о близких людях; эти обязанности определяются жизненной необходимостью и отвечают интересам детей.
К концу года заметно повысилось осознание ребенком необходимости и важности его посильного труда в семье, социальные мотивы трудовой деятельности вышли на первый план.
Особенно возросли мотивы чувства долга и ответственности за выполненную работу, желание расширять практический опыт на пользу других членов семьи (повысилось в три раза); сочувствие и желание помочь родителям, облегчить им труд стало занимать значимое место.
Значительно увеличилось количество детей самого высокого уровня (развитие социально направленной трудовой деятельности). Эти дети умели самостоятельно ставить и реализовывать цель. У таких детей появилось осознание чувства долга и желания помочь родителям.
Для повышения уровня трудового воспитания детей в семье и его социальной направленности необходима сознательная деятельность взрослых по организации трудовой деятельности на примерах – образцах трудовой направленности поведения, взаимоуважения и взаимной заботе в трудовых делах семьи. Весьма существенное влияние оказывает правильная организация трудовой деятельности и сотрудничества с другими членами семьи, а также варьирование мотивов труда в плане их личностной и общественной значимости.
При создании педагогических условий для целенаправленного трудового воспитания в семье необходимо предусмотреть наличие у ребенка трудовых поручений и обязанностей, а также их правильный отбор по содержанию, степени трудности и длительности выполнения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрыть свои таланты и способности, найти свое место в жизни.
Литература:
1. Буре Р. С, Година Г. И. Учите детей трудиться : Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1983. - 144с.
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
3. Воспитание дошкольника в труде/В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Зазиг и др. ; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 207с.
4. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. -- М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.