Ирина Иконникова
Методические рекомендации «Некоторые особенности техники фортепианной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая статья : «Некоторые особенности техники фортепианной игры».
Йожеф Гат- прогрессивный деятель музыкальной культуры говорил: «Главная задача пианиста заключается в том, чтобы неразрывно, органически связать нужные движения с музыкальным представлением, дабы затем при исполнении можно было всё внимание уделить музыке исполняемого произведения».
Публикация «Методические рекомендации „Некоторые особенности техники фортепианной игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
Не приходится говорить о каком-либо постоянном положении руки в фортепианной игре. Форма руки в процессе игры всё время меняется, в зависимости от того, на какие клавиши-чёрные или белые- попадают пальцы. В начале обучения нельзя навязывать ученику какую-то, раз навсегда определённую постановку руки.
«Почти всякое положение руки может быть оправданно, если только оно достаточно удобно, соответствует строению руки, рельефу музыкальной ткани и, главное, не нарушает единства движения». К. Н. Игумнов.
Положение и форма кисти на клавиатуре создаётся в зависимости от длины пальцев, соотношения фаланг, степени развитости мышц. Чем короче пальцы (от второго до пятого) - тем лучше беглость. При длинных пальцах приходится или сильно сгибать их, или слишком круто ставить кисть. Длина большого пальца может в некоторой степени «скрасить» неудобное соотношение остальных пальцев с дорзальной её поверхностью. В формировании руки пианиста относительная длина большого пальца является главным фактором. Чем меньше разница в длине между пальцами, тем уравновешеннее будет сила их ударов. Степень согнутости и выпрямленности пальцев определяется отчасти данной тональностью, отчасти желаемым звуком, тембром. Трель легче играть одинаково длинными пальцами, вытянутыми же - легче получать мягкие эффекты, так как при этом палец превращается как бы в продолжение клавиши. Когда требуется сильный звук, необходима повышенная устойчивость, «опёртость» пальцев, для того, чтобы противостоять отдаче клавиши.
Особое внимание уделяется «взмахиванию», то есть замаху перед ударом. Для выполнения этого движения требуется наличие трё х факторов:
1. Твёрдое основание,
2. Упругая опора,
3. Активный маховой орган.
Твёрдым основанием служит прежде всего правильное положение за инструментом -удобный стул и хорошая правильная посадка.
Функцию упругой опоры при игре на фортепиано выполняет всё наше тело, как и при всяком труде. Клавиши «пружинят», производят так называемую «отдачу», и задача играющего позаботиться о поглащении этой отдачи.
При правильной посадке мы опираемся и на ноги, но основная тяжесть падает на стул. При таком положении корпус свободно двигается в любую сторону. Движения корпуса должны помогать рукам, но ни в коем случае не являться самоцелью.
С помощью определённых сравнений и ассоциаций можно создать более благоприятные психологические условия для того, чтобы добиться правильного взмахивания.
Развитию фортепианной техники во многом способствуют регулярные гимнастические упражнения и если они правильно подобраны, то это обеспечит гармоничность развития мускулатуры и даст более быстрые и прочные результаты. Основные технические формы (гаммы, арпеджио, аккорды, трель и т. д.) имеют всеобщее значение, действительное для всех исполнителей.
Наши движения являются результатом работы антогонистических мышц, взаимно уравновешивающих друг друга. Они подчинены задачам извлечения звука, следовательно, целесообразно то движение, которое непосредственно способствует правильному звукоизвлечению. Очень важен контроль с помощью которого возможна дозировка силы, действующей на клавишу.
Очень важно правильное положение корпуса, что обеспечивает полную свободу движений во всех направлениях, при которых играющий может применить в различных технических оборотах удобное положение руки. При упорном труде всё же можно выработать большой, выровненный звук. Не может быть хорошего исполнителя без тонкой динамической и ритмической нюансировки. Установка же на форсированный звук не допускает такой тонкости.
Самое сокровенное желание каждого пианиста-исполнителя- ощутить инструмент, как часть себя, удивительные возможности которого позволяют рассказать о своих переживаниях более непринуждённо и естественно. Педагог обязан хорошо знать весь «механизм» ученика, включая и частные движения, чтобы уметь исправлять появляющиеся ошибки. Наши движения должны приспособиться к устройству инструмента, и многие моменты этого приходиться постоянно осознавать. Осознавать нужно не отдельные частности, а весь процесс в целом и, в первую очередь, основу этого процесса- музыкальную мысль и её эмоциональное содержание.