света ануфриева
Консультация «Некоторые особенности автоматизации свистящих звуков при дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка и автоматизация свистящих звуков (да и не только их) у детей при дизартрии имеет определенные трудности. Во-первых, постановка и автоматизация имеют более продолжительный период. Во-вторых, нередки случаи рецедива. Особенно в случае вынужденного перерыва (по болезни ребенка, стресс). В своей статье я остановлюсь на исправлении межзубного произношения свистящих звуков.
Публикация «Консультация „Некоторые особенности автоматизации свистящих звуков при дизартрии“» размещена в разделах
Наличие парезов и паралича речевой мускулатуры, недостаточность иннервации речевого аппарата приводят к тому, что единственно физиологически доступным у ребенка-дизартрика является искаженный артикуляционный уклад. Конечно, усилия логопеда – массаж и артикуляционная гимнастика, – помогают преодолеть это искажение, но рецедив возможен.
Каждый логопед знает, что для успешной автоматизации звук необходимо тщательно отработать его именно на этапе слога. Приступая к автоматизации звука С любой логопед начинает с отработки прямого слога типа СА. Но губы при произнесении согласного в дальнейшем и очень быстро должны принять артикуляционную позу последующего за ним гласного, что совершенно не мешает ребенку без контроля со стороны взрослого вернуться к межзубному произношению. К тому же переключаемость движений губ и языка при дизартрии
страдает. Поэтому я начинаю автоматизировать свистящие звуки с наиболее «удобными» для них звуками по коартикуляции в позиции не СГ, а СС (согласный-согласный). При этом межзубная позиция языка становится физиологически «неудобной» для произнесения последующего звука. Значит, лучше начинать автоматизацию свистящих в слогах со стечением таких согласных, которые:
не имеют межзубного искажения;
имеют уклад, препятствующий продвижению языка между зубами;
сочетаются со свистящим звуком в произношении, относящемуся к русскому языку.
По способу и месту артикуляции из таблицы классификации согласных мы можем выбрать следующие звуки :
губно-губные смычно-взрывные - Б, Бь, П, Пь
сба –сбу- сбы- сбэ- сбо спа – спу- спы- спэ- спо
сбя – сбю –сби- сбе- сбе спя – спю –спи –спе –спе
губно-губные смычно-проходные - М, Мь.
сма - сму- смы –смэ- смо смя –смю –сми – сме –сме
губно-губные щелевые – В, Вь, Ф, Фь.
сва –сву –свы- свэ- сво сфа –сфу – сфы –сфэ –сфо
свя –свю –сви –све- све сфя –сфю –сфи –сфе- сфе
альвеолярные дрожащие - Р, Рь (если они есть).
сра – сры – срэ – сро сря –сри –сре –сре
задненебные - К, Кь, Г, Гь, Х, Хь.
ска –ску –скы- скэ- ско сга –сгу – сгы –сгэ –сго
скя –скю –ски –ске- ске сгя –сгю –сги –сге- сге
сха –сху –схы –схэ- схо схя –схю –схи –схе- схе
После отработки данных слогов следует переходить к автоматизации свистящих звуков в словах со стечением согласных, а затем к прямому слогу и т. д.
К звукам, провоцирующим межзубное произношение относятся:
• зубные смычно-взрывные – Т, Ть, Д, Дь.
• зубные смычно-проходные – Н, Нь.
• альвеолярные смычно-проходные – Л, Ль (если они есть).
Успехов вам, дорогие коллеги!
Материал подготовила логопед
высшей квалификационной категории
Ануфриева С. А. МДОУ № 51
Г. Электросталь