Мухамеджанова Зифа
Специфика трудовой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика трудовой деятельности дошкольников.
Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему развитию детей в трудовой деятельности.
Специфика. Принципы:
• природосообразности и индивидуализации — предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;
Публикация «Специфика трудовой деятельности дошкольников» размещена в разделах
• гуманизации — проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;
• сотрудничества с семьями воспитанников — проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка : определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.
Обязательный труд :
1. Труд по самообслуживанию
2. Работа в саду, огороде
3. Ручной труд с различными материалами
4. Привлечение детей к уборке стен
Требования :
1. Учитывать возрастные особенности
2. Труд должен быть посильным
3. Труд должен быть понятым по цели
4. Должен доставлять радость
Структура трудовой деятельности.
1. Цель: дети сами не могут ставить цель в труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу. Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный (ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому). Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные цели.
2. Мотивы
• общественной значимости (сделать что-нибудь полезное для кого-то) ;
• воспитательные мотивы;
• получить положительную оценку взрослого;
• повод вступить в общение со взрослым.
3. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов, этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять деятельность до конца.
4. Процесс труда. В процессе труда воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать все аккуратно и правильно.
5. Результат труда. Для младших дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего дошкольника интересует достижение практического материально представленного материала.
Задачи трудового воспитания.
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.
2. Развитие личности ребенка в труде : развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу) .
Формы и организация труда.
1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум) .
3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Условия организации трудовой деятельности
1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
2. Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и пооощрение (значки, медали) .
4. Организация материальной среды и трудового оборудования.
Трудовое оборудование должно быть :
• подобрано в соответствии с возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
6. Трудом нельзя наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.