Заргарян Светлана
Консультация «Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с олигофренией представляют крайне неоднородную группу. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые её формы, могут наблюдаться у детей как при легкой, так и при тяжелых степенях олигофрении. Лёгкие «стертые» формы дизартрии практически всегда сопровождают дебильность, наряду с дислалией, дисграфией и т. п. Обязательно нарушение мо-торики и в некоторых случаях наряду с речевыми расстройствами выступает ДЦП.
Коррекция этих нарушений практически невозможна без применения логопедического массажа.
Публикация «Консультация „Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Наиболее детально приемы логопедического массажа представлены в исследованиях Е. Ф. Архиповой, Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной Л. Д. Могучей и др. Так, в книге Е. Ф. Архиповой освещаются методы логопедического массажа, используемые в работе с детьми с ДЦП в доречевом периоде и в дошкольном возрасте.
Назначению логопедического массажа должна предшествовать ме-дицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение со-держит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на наличии неврологической симптоматики, локальные нарушения иннервации мышц и прочее.
Массаж могут выполнять врач, логопед и медицинская сестра, знающие этиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях массаж применяется только по назначению лечащего врача.
Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диа-гностику состояния мышц. Это поможет определить тактику массажа в каждом отдельном случае.
Логопеду следует определить состояния мышц:
- верхней половины туловища;
- шеи;
- мимических мышц;
- артикуляционных мышц.
Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при вы-полнении динамических и статических упражнений.
При осмотре ребенка следует обращать внимание на положение го-ловы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных ассиметричных поз.
При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, а также наличии постоянно открытого рта, слюнотечения.
Обращается внимание на окраску кожи (в норме светло – розовый оттенок, у брюнетов чуть темнее, кожные высыпания (герпес, диатез и т. п., кожные кровоизлияния.
При пальпации (пальпация предполагает наличие у логопеда «тактильной памяти») определяются следующие характеристики:
- эластичность кожи (в норме гладкая, упругая, плотная, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается);
- отечность кожи;
- состояние лимфатических узлов;
- состояние мышц (гипотонус, гипертонус);
- выпуклости (лобные бугры, надбровные дуги, верхний и нижний края глазницы, отросток височной кости, скуловая кость, сосцевидный от-росток височной кости);
Также отмечаются особенности состояния движений (общих и артикуляционных, состояния артикуляционного аппарата.
После завершения осмотра, отмечаем наличие отклонение от нормы и, соотнося их с противопоказаниями к логопедическому массажу, делаем вывод о том, каким образам и когда будет включен логопедический мас-саж в коррекционную работу.
Противопоказания к назначению логопедического массажа.
Лихорадочное состояние;
1. острые и воспалительные процессы;
2. носовые кровотечения и склонность к ним;
3. конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз);
4. различные заболевания кожных покровов и волосистой части го-ловы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
5. диатезы другие аллергические реакции;
6. стоматиты или другие инфекции полости рта;
7. герпес на губах;
8. отек Квинке;
9. увеличение лимфатических узлов;
10. резко выраженная пульсация сонных артерий;
11. тошнота, рвота;
12. чрезмерная физическая и психическая усталость.
В ряде случаев противопоказания носят временный характер и име-ют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
Для проведения логопедического массажа используется следующее оборудование:
- удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;
- стул для массажиста;
- стол;
- настенное или достаточное большое настольное зеркало для осу-ществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;
- аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классиче-ской);
- грелка для прогревания мышц перед массажем;
- стерильные марлевые салфетки;
- резиновые напальчники;
- индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;
- одноразовые шпатели;
- логопедические зонды различных конфигураций;
- электрический вибромассажер;
- медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок вибромассажера и др. ;
- несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.
Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Лицо массируемого тоже необходимо вымыть перед массажем.
К основным видам логопедического массажа относятся :
- классический ручной (сегментарный);
- точечный;
- аппаратный.
Надо отметить, что в логопедической практике кроме выше перечисленных приемов массажа, используется самомассаж (массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, который является средством, дополняющим действия логопеда).
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нор-мализация мышечного тонуса данных мышц.
Основные приемы ручного классического массажа это : поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в раз-личных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно и плавно.
Вспомогательный тип поглаживания – щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1-2-3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии – на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).
Растирание – прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее.
Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной сто-роной полусогнутых пальцев.
Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания : прямолинейное, круговое, спирале-видное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щип-цеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1-2-го пальцев.
Разминание – прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раска-тывание, раздавливание.
Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно вы-полняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице, захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.
Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя ру-ками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.
При вибрации, массирующая рука (или вибрационный аппарат) пе-редает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения виб-рирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выпол-няется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбива-нию дроби на барабане.
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда ло-кально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответ-ственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. При-емы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания. Проводится только специалистом.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуум-ных и других приборов.
Особый вид логопедического массажа – зондовый.
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восста-навливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
Результативность метода подтверждаются данным. Полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами 95%, у детей с ДЦП исправление звукопроиз-ношения зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40-80%.
При спастической дизартрии приемы разминания и вибрации не используются, так как они провоцируют нарастание мышечного тонуса.
При гиперкинетической форме дизартрии все приемы массажа проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Также по необходимости подключается точечный массаж.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом