Татьяна Герасимова
Нейропсихологический подход логопеда к преодолению трудностей в обучении русскому языку у учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
При подготовке логопедов большое внимание уделяется осмыслению ими психо — физиологического подхода и путям реализации в практике школьного обучения.
Согласно данным нейропсихологических исследований преобладание в письменной речи так называемых «ошибок по невниманию» обусловлено несформированностью функций программирования, избирательной регуляции и контроля деятельности, прежде всего, несформированностью произвольного избирательного внимания.
Начиная с А. Р. Лурия, при анализе психологической структуры письменной речи все исследователи подчеркивали роль произвольной регуляции деятельности (управляющих функций) в успешном формировании навыка письма.
В своей работе я опиралась на разработанные отечественными психологами Гальпериным П. Я. и Кабыльницкой С. Л. эффективные методики развития произвольного внимания которые нацелены на:
1. обучение планированию и выработке собственных стратегий деятельности.
2. Тренировку способности к переключению с одного действия на другое или с одного способа на другой.
3. Включение самоконтроля и оценку собственных действий.
Цель занятия: проведение игр формирующих и развивающих произвольное избирательное внимания.
Задачи:
• развивать способность концентрировать внимание и в течение определённого времени работать не отвлекаясь;
• развивать способность понять и принять инструкцию;
• развивать способность работать по плану, умение выработать алгоритм и соблюдать последовательность действий;
• развивать умение оценивать результат деятельности и вносить коррекцию по ходу деятельности.
При работе мною использовались игровые формы. Для занятия были подобраны задания и упражнения которые помогают преодолеть трудности в работе высшие психические функции. Это: двигательные, игровые (подвижные, бланковые развивающие задания.
Темп работы и объем помощи — индивидуальные.
1. Игра «Шифровки» - работа на карточках. Замена вставленных цифр в словах на предложенные буквы. Составление предложения с использованием разгаданного слова.
2. Игра «Корректировка». Дети прячут, а взрослый ищет предмет при постоянном направлении детьми.
3. Работа с деформированным текстом.
4. Игра с мячем: повтори слово по звуко - буквам (так как оно будет написано) когда прийдет твоя очередь, 1 ребенок 1 — звуко - буква.
5. Игра «Вспомни зашифрованное слово».
6. Рефлексия.