Юлия Гудухина
Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроупражнения в образовательном процессе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: коррекция имеющихся у детей речевых, двигательных, интеллектуальных нарушений посредством нейропсихологического подхода.
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
Публикация «Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
Проблема: в настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Содержание
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я использую нейропсихологические технологии.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Нейроупражнения — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).
- музыкальная нейрогимнастика
- мозжечковая стимуляция с кинезиомячами и мешочками
- межполушарное взаимодействие с досками для рук
Результативность: регулярное применение нейропсихологических упражнений в логопедической работе в дополнение к основной коррекционной работе положительно влияет на процесс обучения. По результатам коррекции наблюдается:
- улучшение физического, психического и эмоционального состояния;
- активизируются познавательные процессы;
- снижается утомляемость;
- повышается способность к произвольному контролю;
- как следствие, развивается речь.
Перечень оборудования:
кинезиомячи, мешочки;
межполушарные доски, трафареты
Перечень используемых технологий:
нейрогимнастика;
нейроупражнения;
нейроигры