Приложение МААМ

Нейропсихологические игры в работе учителя-дефектолога

Елена Сысоева
Нейропсихологические игры в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологические упражнения и игры в работе таких специалистов, как дефектолог очень важны, это эффективные методы при различных нарушениях (синдром дефицита внимания СДВГ, задержка психического развития ЗПР и другие. Если грамотно осуществлять подход к занятиям и включать в них элементы нейропсихологических игр, то результативность будет намного выше. Нейропсихологические упражнения разрабатывались с учетом развития психических функций таких, как восприятие, речь, внимание, память, мышление, эмоции и всех видов моторики.

Публикация «Нейропсихологические игры в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах

Методику можно применять при коррекции нарушений для детей от 2 до 13 лет. При различных нарушениях диагноз может быть не поставлен, но при отсутствии своевременной коррекции дети не смогут полноценно учиться в школе. В последствии к проблемам интеллектуального характера, могут добавится и психологические проблемы. Детям будет сложно делать волевые усилия, выполнять определённые задачи. Все вышеперечисленное может сказываться на внимании, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, снижение концентрации внимания. При задержке развития, часто возникают проблемы и развития речи, темпы ее развития. В следствии этого появляется и задержка во всех формах мыслительного процесса. Возникают трудности осваивания словесно-логического материала, в овладении операциями синтеза, анализа, обобщения, абстрагирования, сравнения. К началу обучения в школе дети не в полном объёме владеют мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Чем раньше начинать проводить коррекционную работу, тем больше времени у ребенка будет подготовится к обучению в школе. Активно в детском возрасте применяется две методики коррекции

Двигательная

Когнитивная

Метод двигательной коррекции способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшения межполушарного взаимодействия, развивает ассоциативные связи. Этой методикой больше занимаются нейропсихологи.

Метод когнитивной коррекции направлен на развитие познавательных навыков. Способствует преодолению трудностей возникающих в учебной деятельности. Учитель дефектолог включает для более успешного решения этих проблем в сои занятия нейрокорекционные упражнения, направленные на развитие всех психических процессов (память, внимание, моторика, речь, мышление, саморегуляция и контроль). Если эти процессы не сформированы, процесс развития и обучения будет идти очень долго и тяжело.

На своих занятиях учитель-дефектолог может вкючать такой нейрокорекционный блок, который включает в себя пять элементов.

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмическую работу организма, способствуют развитию самоконтроля. При нарушении ритма дыхания, активности мозга, сердцебиения, возникают проблемы в психическом развитии ребенка. Способность произвольно контролировать дыхание развивает умение самоконтроля.

2. Глазодвигательные упражнения. При расширении объема поля зрения ребенка значительно улучшаются межполушарные взаимодействия корковых и подкорковых структур головного мозга. Научно доказано, что разнонаправленные движения глаз значительно активизируют процесс обучения. Такие упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

5. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Медики утверждают, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием височных и лобных долей головного мозга, которые задействованы в формировании учебных навыков и в развитии многих психических функций (опускание рук в сосуды с различными наполнителями, опознавание фигур, игрушек, различных предметов в закрытых мешочках, перекатывание мячика или карандаша в ладошках, игры с предметами домашнего обихода и др.). Разнообразные движения пальцев и тела, тактильные ощущения обеспечивают активное развитие межполушарного взаимодействия, работают над снятием мышечных зажимов и синкинезий. При помощи упражнений появляется возможность координировать синхронную работу правого и левого полушарий, развивать и контролировать взаимодействие тела и интеллекта. Определенные упражнения отвечают за возбуждение «своего» участка мозга, что активизирует способность взаимодействия мысли и движения. Поэтому учебный материал усваивается естественно, целостно. Упражнения способствуют развитию координации движений и психофизических функций организма. Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст.

Также специалист включающий данный блок занятий в свою коррекционную работу должен учитывать индивидуальный подход.

Соответственно подход строится исходя из актуальной и желаемой ситуации (реальность и цель работы) : одному ребенку можно осмысленно дать задержку дыхания на счет 1-3, другому на 1-5, а с третьим необходимо будет усложнять и расширять всю программу от раза к разу. Примеры занятий есть у Колгановой В. С. и Семенович А. В. Занятия имеют как моментальный, так и накопительный эффект. Для полноценного освоения упражнений требуется их точное и систематичное выполнение.

Все упражнения используются как в совокупности, так и выступают элементом непосредственной образовательной деятельности и применяются в режимных моментах.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт возможность более качественно выполнять свою работу.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы»Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Зимние игры и забавы" Цель: уточнение представлений.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст)Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст) В детском саду №3 города Лебедянь учителем-дефектологом Шовкуновой А. Р. активно используются в своей работе нейроигры, в рамках работы.

Предметно-развивающая среда кабинета учителя-дефектолога детского садаПредметно-развивающая среда кабинета учителя-дефектолога детского сада В нашем детском саду я работаю учителем-дефектологом, а именно тифлопедагогом. Многие родители и педагоги путают мои функциональные обязанности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические игры в работе учителя-дефектолога
Опубликовано: 3 июня 2024 в 12:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические игры в работе учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сысоева (УИ 287799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД