МААМ-картинки

Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Дания Рудакова
Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с нарушениями речи. Как правило, у них отмечаются:

сниженный уровень концентрации внимания;

рассеянность, неустойчивость;

ограниченный объем запоминания;

отставание в словесно-логическом мышлении;

несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Публикация «Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Так же, наряду с речевыми нарушениями, у детей часто встречаются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость, т. е. наблюдается вялость мышц, дети плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие детей. Но еще одна немаловажная причина- это малоподвижный образ жизни детей. Как следствие, происходит недостаточное снабжение головного мозга кислородом, правое и левое полушарие неспособны к интеграции, полноценному взаимодействию. А это одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.

Слайд №2 Для детей очень важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребёнка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к обучению. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

Поэтому в своей работе я стала использовать один из эффективных и интересных инструментов - это нейропсихологические игры.

Слайд №3 Что же такое нейроигры?

Можно сказать, что нейроигры — это зарядка для ума.

Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов. Игры задействуют мозг ребёнка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Слайд №4 Нейроигры — эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что способствует исправлению недостатков развития речи у дошкольников.

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей.

Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. В связи с этим возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

В своей работе я стала использовать следующие игры и упражнения:

Слайд №5 «Нейроприветствие»

Утро в нашей группе начинается с нейроприветствия.

При входе в нашу группу расположены карточки приветствия, дети выбирают карточку и таким образом здороваются.

Слайд №6 Нейропсихологическая игра «Повтори за мной».

Суть игры – воспроизвести положение рук или позы, которое указано на карточке. В комплекте есть два вида карточек: с изображением рук и с изображением персонажей. Для того, чтобы правила повторения движений были понятны, на одной руке нарисован браслет. Правильным воспроизведением будет считаться, когда правая рука игрока соответствует положению руки с браслетом, а левая положению руки без браслета. На карточках с изображением персонажей браслетов нет, что немного осложняет задачу. Правильным считается прямое воспроизведение позы персонажа (правая рука соответствует правой руке, левая-левой).

Слайд №7 Ритмичная нейропсихологическая игра «Два притопа, три прихлопа»

В игре два вида карточек:

- с изображением Гномов

- с описанием простых движений.

Задача участников- быстро и точно воспроизводить позы и движения. Сначала нужно выполнить задания с карточек движений, затем принять статичную позу с карточки гномов, после этого снова выполнить движения и принять позу уже другого гнома и т. д. Таким образом создаётся постоянно повторяющаяся ритмичная программа движений.

Данные игры можно включать в совместную деятельность с детьми или на занятиях - как физкультминутку.

Слайд №8 Я предлагаю вам немного поиграть. Один участник выбирает карточку из колоды движения. (на экране появляются карточки «Гномы»).

Слайд №9 «Веселимся с нейроскакалкой»

Нейроскакалка – это тренажер, как для тела, так и для мозга. Такой вид скакалки не только позволяет выполнить определённый перечень нагрузок, но и нормализует взаимодействие между полушариями головного мозга. Способствует:

• Развитию способности удерживать в голове и одновременно выполнять несколько действий, обеспечивая их согласованную работу.

• Тренировке быстрого переключения внимания, благодаря чему в головном мозге создаются новые нейронные связи.

• Во время прыжков мозг насыщается кислородом, у ребёнка поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания, увеличивается скорость переключения мыслительных процессов.

Казалось бы, одна сплошная польза! Тем не менее есть некоторые нюансы.

Дело в том, что во время прыжков на нейроскакалке не задействуются руки и нормально работает только одна нога. Поэтому при прыжках на нейроскакалке следует периодически менять ведущую ногу. Это нужно для того, чтобы мышцы ног укреплялись синхронно. А чтобы компенсировать момент «свободных рук», следует параллельно давать ребенку дополнительные задания: ловить мяч, размахивать ленточками, выполнять упражнения с флажками и т. п. Также можно предложить ребёнку посчитать, рассказать стихотворение, спеть песенку, проговаривать слова с заданным звуком и т. п. В тёплое время можно играть на прогулке.

Есть картотека с заданиями.

Слайд №10 Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»

В данной игре дети рисуют пальчиками на спинах друг у друга. Один рисует на спине другого, а тот должен понять, что рисует у него на спине партнёр и графически изобразить ответ.

Восприятие абстрактных символов является сложным процессом, так как мозг должен проанализировать изображение, выделить части и представить целостную картину.

Данную игру можно включать в совместную деятельность с детьми, а также на прогулке в тёплое время года.

Свою копилочку я пополнила картотекой нейроупражнений.

Слайд №11 Нейроигра «Разноцветные пальчики»

Упражнение «Переключалки»

Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

«Зеркальное рисование».

Слайд №14 Упражнения «Умные дорожки»

Уважаемы коллеги, предлагаю вам взять фломастеры и порисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные узоры.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня я поделилась с вами опытом работы по использованию нейропсихологических игр для развития основных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Эти упражнения общие, рекомендуется их использовать перед началом занятия, на физминутках или просто проводить блок подобных упражнений в течение дня. Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2024 в 18:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дания Рудакова (УИ 705447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД