Елена Николаевна Середа
Нейроигры как средство формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Тема исследования: Нейроигры как средство формирования элементарных математических представлений.
2. Актуальность исследования:
Публикация «Нейроигры как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету. Математика, имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности нейроигры. Нейроигры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.
Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению формирования элементарных математических представлений через нейроигры.
Концептуальными основами работы послужили исследования в области формирования элементарных математических представлений :
Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И. Ф. Шарыгина, Е. И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игрразвлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Однако, несмотря на наличие научно-практических работ, составляющих общий теоретический и методический фундамент процесса формирования элементарных математических представлений через нейроигры дошкольников в ДОУ, требует осуществления дополнительного теоретического обоснования и экспериментальной проверки системного решения рассматриваемой проблемы.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
во-первых между необходимостью обеспечения преемственности в процессе нейроигры, как средства формирования элементарных математических представлений, недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса, как в содержательном, так и организационном плане;
во-вторых - отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных условий, способствующих их эффективной реализации;
в третьих необходимостью разрешения проблемы в рамках экспериментальной деятельности.
3. Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений средствами нейроигры.
4. Предмет исследования : организация процесса формирования элементарных математических представлений средствами нейроигры.
5. Цель и задачи исследования
5.1. Цель исследования – научно обосновать и экспериментально апробировать систему формирования элементарных математических представлений средствами нейроигры.
5.2. В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования :
- на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру нейроигры как средства формирования элементарных математических представлений;
-разработать систему повышения нейроигры как средства формирования элементарных математических представлений;
- разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы повышения формирования элементарных математических представлений через нейроигры;
- создать систему мониторинга реализации системы повышения нейроигры как средства формирования элементарных математических представлений.
6. Гипотеза: уровень формирования элементарных математических представлений через нейроигры будет выше при условии если:
- определены основные затруднения, с которыми встречаются воспитатели при нейроиграх как средствах формирования элементарных математических представлений;
- обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня нейроигры как средства формирования элементарных математических представлений;
- центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм нейроигр как средства формирования элементарных математических представлений.
7. Методология и методы
7.1. Методология: Методологическую основу исследования составляют труды по проблемам исследования в области математических представлений А. В. Белошистая, Е. В. Колесникова, А. А. Столяр, Я. Л. Пономарев, В. Л. Крутецкий, Б. Л. Кордемский, А. Насыров, 3. А. Михайлова, 3. А. Грачева. Работы по проблеме разработки современных игр и материалов, 6 формирующих математические представления дошкольников М. Монтессори, Ф. Фребель и другие. Идеи о ведущей роли познавательного развития детей дошкольного возраста в формировании личности Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн.
При разработке стратегии исследования автор опирался на основные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Поддъяков); исследования, посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, B. C. Мухина, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин).
7.2. Для реализации исследования использован комплекс методов исследования:
- теоретические: междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов в области образования; анализ и обобщение практического опыта; педагогическое моделирование подходы к организации нейроигр как средства формирования элементарных математических представлений; возможности использования нейроигр как средства формирования элементарных математических представлений;
- эмпирические: изучение и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент в естественных условиях; самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; метод экспертной оценки; разработка системы нейроигр в формирования элементарных математических представлений.
8. Научная новизна и практическая значимость
8.1. Научная новизна:
- определён и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность нейроигр, как средства формирования элементарных математических представлений;
- уточнены критерии, показатели и уровни успешности нейроигр как средства формирования элементарных математических представлений.
8.2. Практическая значимость исследования:
- в построении новой интегрированной системы обучения обеспечивающей успешность нейроигр, как средства формирования элементарных математических представлений.
- в апробации и внедрении в практическую деятельность системы работы, обеспечивающей успешность нейроигр, как средства формирования элементарных математических представлений.
- в разработке методических материалов по теме исследования, которые могут быть использованы в работе ДОУ.
9. Этапы эксперимента:
Общая продолжительность реализации исследования: 2021– 2024г. г.
9.1. Диагностический этап (сентябрь – декабрь 2020)
Выявление проблемы и обоснование её актуальности. Выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе. Теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования. Проведена диагностика по следующим методикам:
И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева «Методика диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста»
Белошистая А. В. «Диагностика математического развития детей старшего дошкольного возраста».
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Диагностика математических способностей детей дошкольного возраста».
Результаты диагностики на диаграмме (рис 1)
Рис. 1. Результаты диагностики на констатирующем этапе
Анализ результатов диагностики показывает, что процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой, если в работе использовать нейроигры.
9.2. Прогностический этап (январь-февраль 2021)
Разработка развёрнутой программы исследования. Построение модели процесса исследования, прогноз ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь, негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов, дополнительных резервов.
Подготовка учебно-методического комплекса по песочной терапии преподавание которого предполагается в рамках исследования.
Разработка календарного плана работы по теме исследования.
9.3. Организационный этап (март 2021)
Создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования, а также создание условий для генерации образовательных новаций в ходе исследования:
- материальных (подготовка помещения, оборудования, средств обучения и пр.);
- программно-научно-методических (образовательные программы, методические разработки, рекомендации, указания и др.).
9.4. Практический этап (2021 - 2024)
Организация экспериментального образовательного процесса.
9.5. Обобщающий этап (2024)
Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента:
- анализ результатов;
- проверка гипотезы, её корректировка;
- оформление результатов.
10. Критерии оценки ожидаемых результатов
В рамках исследования был выделен ряд критериев, на основании проявлений которых можно судить о динамике нейроигр в формирования элементарных математических представлений.
- когнитивный критерий – обучающийся имеет прочные знания по формирования элементарных математических представлений;
- мотивационно - ценностный критерий – желание дошкольника к самообразованию и применению ее в повседневной жизни;
- поведенческий критерий – обучающийся способен применять свои знания на практике и в повседневной жизни, готов заниматься формированием элементарных математических представлений.
11. Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации
11.1. Прогноз негативных последствий
- недостаток времени для успешной работы в рамках исследования из - за различных причин, в том числе большой учебной нагрузки;
Загруженность воспитанников из-за введённых занятий по направлению исследования.
11.2. Механизм их компенсации
- коррекция временного графика воспитанников и воспитателя;
- корректировка программы обучения воспитанников.