Наталья Григорьевна Жукова
Нейробика как здоровьесберегающая технология в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ
Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Дети с ОВЗ благодаря введению инклюзивного образования, имеют возможность воспитываться и обучаться с детьми без отклонений в здоровье начиная с дошкольного возраста. В нашем ДОУ воспитываются 33 ребенка с ОВЗ – 32 ребенка имеют тяжелые нарушения речи, посещают группу компенсирующей направленности (ОНР) и 1 ребенок имеет сложный дефект, посещает групп общеразвивающей направленности.
Публикация «Нейробика как здоровьесберегающая технология в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У большинства таких детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.
Для образования детей с ОВЗ предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Я как и большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений среди огромного количества нововведений выбираю интересные и действенные инновационные технологии, новые формы и методы работы с детьми и родителями. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет качества и высоких результатов.
Для работы с детьми данной категории стала применять Нейробику, отметив для себя ее как инновационную здоровьесберегающую технологию и уже третий год пополняю свою педагогическую копилку новыми играми и упражнениями.
Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга. Учёный установил, что при выполнении повторяющихся действий может появиться ухудшение памяти, потому что мозг начинает «лениться». Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию внимания, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое, что в целом благоприятно влияет на общее развитие и здоровье детей.
Цель: Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
Задачи
- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;
- развивать пространственные представления, координацию, умения чувствовать своё тело;
- активизация речи;
- развитие произвольной сферы;
- укрепление физического здоровья.
Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний.
*** Упражнения данной технологии активно используются в организованной образовательной деятельности, во время прогулки, самостоятельной деятельности и т. д.
Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные занятия необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними.
Такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
***Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу, как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что «заразить можно только тем, чем болеешь».
Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру:
* попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
*смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
*чаще менять положение вещей на столе
* добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами.
Это позволит не только открыть для себя интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.
Родители являются моими компаньонами в использовании данной технологии, для них провела семинар-практикум «Развитие мозга», мастер- класс по изготовлению простых пособий и игр, которые активно используют дома всей семьей.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений
1. Отыщите во фразах спрятанные имена ( пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе! (Тома, Мария, Женя, Ян)
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней. (Света, Ира)
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! (Игорь, Егор)
4. Ковал я железо ярким днем. (Валя, Зоя)
2. Посмотрите на картинку и прочитайте названия цветов.
Главное при чтении – не отвлекаться на цвет надписей. Удачи!
3. Прочитайте текст.
Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.
Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме. А так как наши дети имеют тяжелые нарушения речи, это очень актуально в коррекционной работе.
Используя игры, упражнения данной технологии у детей нормализовалась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память, произошло формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади, повысилась уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных. В процессе выполнений упражнений развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
Таким образом, используемая здоровьесберегающая технология Нейробика в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста позволит эффективно и планомерно сформировать психически и физически здоровых детей.