Валентина Воробьева
Недирективная помощь детям в очном и заочном образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа дошкольного образования
МКОУ Белогорьевской СОШ
«Недирективная помощь детям
в очном и заочном образовательном процессе»
В настоящее время особую актуальность приобретают задачи, которые перед нами ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – создание в группе благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка, оказывая при этом грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей.
Темочки:
Одним из способов решения этой непростой задачи является оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста. Недирективную помощь мы можем рассматривать как эффективный приём для развития инициативы и самостоятельности детей.
Теперь обратимся к самому понятию «недирективная помощь». Исходя из научного определения, недирективная помощь – это партнёрская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогом и детьми, принятие их чувств.
Нельзя не отметить, что наличие именно партнерской позиции взрослого по отношению к детям является архиважным фактором проявления детской инициативы. Находясь в благоприятной и комфортной обстановке, дети ощущают себя нужными, и поэтому могут вести себя свободно и непринужденно, самостоятельно делают выбор, опираясь на собственное мировоззрение. Чаще всего недирективная помощь используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Данная позиция помогла педагогам нашей группы дошкольного образования выстраивать как очный образовательный процесс, так и заочный. В условиях пандемии, многие ДОУ, на несколько месяцев перешли на дистанционное образование и наш детский сад не исключение. Мы создали группу в сети WhatsApp, куда приглашены все родители воспитанников. В этой группе воспитатели могли предложить задания, чтобы занять ребенка в свободное время.
Так же родители могли поделиться успехами детей в виде фотографий. видео, или аудио материалов. В группе велись обсуждения интересующих тем. Здесь же родители могли найти ссылки для Zoom-конференции. Zoom-конференции, длительностью 40 минут, проводились 5 дней в неделю, на протяжении всего периода самоизоляции. Ребята с удовольствием принимали участие во всевозможных занятиях и мастер – классах. Большое внимание уделялось развитию речи, мелкой моторики, воображения. В ходе этих мастер – классов дети рисовали рисунки, изготовили много аппликаций и поделок из бумаги, что вы смогли сегодня увидеть.
Чтобы вовлечь детей в образовательный процесс, но при этом оставить им свободу выбора мы придумали деловую игру «Стоп – кадр». Принцип этой игры, дать детям возможность выбирать задание в рамках определенной темы. Педагог в свою очередь, сможет сконцентрировать внимание детей на определенное задание или умение, которые необходимо закрепить в данный момент. И вот здесь на нашей практике были ситуации, где необходимо было прибегнуть к недирективной помощи. Ведь в большинстве своем, положительный исход ситуаций, где ребенок столкнулся с затруднением, лежит на педагоге, который может оказать ту самую помощь ребенку и вывести его на ситуацию успеха.
Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста строятся на шести основных принципах. Предлагаю рассмотреть каждый из них:
1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Деловая игра «Стоп - кадр» позволяет ребенку возвращаться к ситуации (к заданию, где он имел затруднения и с помощью педагога ситуацию вывести к успеху, пользуясь этими шести принципами, которые мы с вами рассмотрели выше.
Например. Ребенок, не справился с каким – либо заданием, он расстроен. Воспитатель предлагает ему еще раз остановить кадр там, где он потерпел фиаско и подвести его к решению проблемы, понять, что сделано не так. В итоге этот ребенок выполняет поставленную перед ним задачу, что и является ситуацией успеха.
Рассмотрев основные принципы оказания недирективной помощи, предлагаю обратиться к «маркерам» недирективного поведения самого педагога, т. е. продемонстрировать использование данных принципов в повседневных ситуациях, происходящих с детьми в группе детского сада.
1. Прием поощрения и одобрения, т. е. педагог, демонстрирует заинтересованность действием ребенка, поддерживает у ребенка стремление к общению (диалогу). Например: «Вот это ты здорово придумал, я бы так не смогла!» или «Ты меня очень порадовал, у тебя все получится, ты такой молодец, научи меня!».
2. Прием повторения, т. е. педагог, демонстрирует ребенку, что ему интересно, что он внимательно слушает ребенка. Например: «Мне нравится, что ты делишься своими впечатлениями, давай еще раз повторим, что ты придумал…» или «Расскажи, как ты это делаешь, как я поняла, у тебя есть другой способ деятельности…».
3. Прием отражения, т. е. педагог, демонстрирует свою заинтересованность, показывает, что принимает и понимает чувства и эмоции ребенка. Например: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен…» или «Давай решим, что мы будем делать дальше…»
4. Прием обобщения, т. е. педагог, обобщает и систематизирует все важные мысли и идеи ребенка, закладывает основу для дальнейшего взаимодействия с ребенком. Например: «Если я правильно тебя поняла, ты хочешь…» или «Мне кажется, что твоя идея очень интересная, давай расскажем об этом другим…».
5. Прием поощрения активности ребенка в диалоге, т. е. педагог, дает ребенку возможность осознать свои мотивы, действия, желания, инициативности. Например: «Было бы здорово, если бы ты научил ребят это делать.» или «Это замечательное предложение, расскажи, что ты решил сделать дальше…».
Все эти принципы мы используем в образовательном и воспитательном процессе как в очной, так и в заочной форме.
Очень важно отметить, что только заинтересованный своим делом педагог может помочь ребёнку стать инициативной и самостоятельной личностью. А стать такой личностью ребёнок может только в том случае, если он воплощает в жизнь свои фантазии, задумки, которые становятся интересными окружающим его сверстникам и главная задача педагога - помочь ему в этом!