Светлана Катанаева
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, как эффективная форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В последние годы в профессиональных периодических изданиях регулярно появляется информация педагогов – психологов о проведении Недели психологии в учреждениях образования: школах, детских садах.
Публикация «Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Наши коллеги отмечают эффективность этой формы психологической работы, поэтому и мы в нашем детском саду попробовали организовать Неделю психологии. Однако у нас детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, поэтому мы с коллегами приняли решение провести Неделю психологии и тифлопедагогики.
Неделя психологии и тифлопедагогики – это Большая психолого-педагогическая игра, которая единым смыслом, ценностной идеей охватывает несколько дней.
Практика показывает, что такая формы работы – это уникальная возможность презентовать работу службы сопровождения детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей (законных представителей) как целостную, логически выстроенную систему. [2]
В данной работе представлен опыт организации и проведения Недели психологии и тифлопедагогики.
В нашем ДОУ традиционно проводятся Дни здоровья, целью которых является формирование и развитие у детей интереса и навыка к здоровому образу жизни, развитие физических способностей детей. Однако мало внимания уделялось психологическому здоровью. Было отмечено, что в связи с загруженностью родителей материальными проблемами взаимодействие родителей с детьми в семье зачастую сводится к стандартным фразам: «Как дела?», «Что кушал?», «Что делали в садике?», что носит формальный характер, не позволяет детям насладиться общением с родителями так, как это происходит в процессе совместной деятельности.
Исходя из этого мы с коллегами определили цели Недели психологии и тифлопедагогики :
1. Создание положительного эмоционального микроклимата.
2. Акцентирование внимания взрослых и детей на сохранении, укреплении психического и физического здоровья.
3. Привлечение родительской общественности к взаимодействию с детьми и педагогическим коллективом ДОУ.
4. Привлечение педагогического коллектива к взаимодействию с родителями и детьми.
Обязательным условием проведения Недели психологии и тифлопедагогики является учет особенностей воспитанников ДОУ. Наш детский сад имеет коррекционную направленность. Детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения, с тяжёлой патологий зрения, а также с сочетанной патологией: нарушение зрения и ДЦП, ЗПР, ЗРР, РДА. Значительная часть воспитанников имеет трудности развития социально-эмоциональной сферы (нарушения самооценки, тревожность, низкий уровень коммуникативных навыков, слабость произвольной регуляции деятельности, проблемы пространственной ориентировки, нарушения детско-родительских отношений и т. д.).
В работе с такими детьми педагоги – психологи, учителя-дефектологи большую часть времени тратят на диагностику и коррекцию познавательной и социально – эмоциональной сферы воспитанников (по результатам диагностики). Коррекционную помощь получают дети, нуждающиеся в ней. А вот развивающей и психопрофилактической работе, к сожалению, не удается уделять достаточно внимания. Проведение же Недели психологии и тифлопедагогики позволило организовывать развивающую и профилактическую работу со всеми воспитанниками ДОУ (100 % охват, а также провести дополнительные срезовые диагностические обследования участников воспитательно-образовательного процесса.
Условия проведения Недели психологии и тифлопедагогики на базе ДОУ :
1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей).
2. Соответствие целей и задач годовому плану ДОУ.
3. Соблюдение оздоровительно-охранительного режима (четкий режим дня, соблюдение требований СанПиН).
4. Соблюдение требований к наглядности, раздаточному материалу, играм для детей с нарушением зрения, с тяжёлой патологией зрения и другими нарушениями развития.
5. Участие всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей)
6. Значительная подготовительная работа: разработка плана, объявлений; подбор материалов для оформления помещений; практических занятий; консультирование педагогов; подготовка к конкурсу чтецов.
7. Хорошая материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, и т. д.).
Обязательный вклад педагогов групп в проведение Недели психологии и тифлопедагогики :
• доведение до сведения родителей информации о проведении Недели психологии и тифлопедагогики,
• участие в мероприятиях и привлечение к участию родителей и воспитанников,
• организация выполнения детских творческих работ в группах по заданной теме. [7]
Задачи:
1. Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.
2. Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и взрослых : использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия, представлений о своих сенсорных возможностях, влияние семейного воспитания на развитие ребёнка, возникновение психоэмоционального напряжения у детей, влияние домашних животных на развитие детей.
3. Оптимизация детско-родительских отношений.
4. Сплочение детского коллектива.
5. Сплочение педагогического коллектива.
6. Обучение педагогов эффективным способам снятия психоэмоционального напряжения.
Каждый день недели был посвящён определенной тематике и план проведения недели психологии и тифлопедагогики был размещён в каждой возрастной группе.
В соответствии с планом были проведены следующие мероприятия:
Понедельник
Тема: «Я и моё тело»
Мероприятия:
1. Весёлая зарядка.
Цель: Создание благоприятного психологического климата.
Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.
2. Мастер-класс «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия».
Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах использования возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия.
Ответственный: учитель-дефектолог,
3. Развлечение «Мой портрет».
Цель: Повышение компетентности детей в вопросах представления о своих сенсорных возможностях.
Ответственный: учитель-дефектолог.
4. Выставка рисунков «Мой портрет».
Цель: Закрепление представлений о своих органах чувств.
Ответственный: воспитатели.
5. Информационный стенд «Представления о своих сенсорных возможностях»
Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах представлений о своих сенсорных возможностях.
Ответственный: учитель-дефектолог.
Вторник
Тема: «Я и моя семья»
Мероприятия:
1. Весёлая зарядка.
Цель: Создание благоприятного психологического климата.
Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.
2. Интервью с детьми «Выходной день в моей семье»
Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.
Ответственный: педагог-психолог
3. Социальный опрос родителей «Семья – это…»
Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
4. Информационный стенд «Влияние семьи на развитие ребёнка»
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах влияния семейного воспитания на развитие ребёнка.
Ответственный: педагог-психолог
5. Конкурс чтецов (дети и родители) «СемьЯ»
Цель: повышение качества работы с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии, повышения социального статуса семьи, оптимизации детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Создание условий для познавательно, речевого и художественно-эстетического развития детей.
2. Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений.
3. Предоставление детям и их семьям возможности для выражения таланта.
4. Формирование общественного сознания, направленного на повышение престижа семьи и семейных ценностей;
5. Укрепление связи поколений.
6. Раскрытие творческого и иного потенциала семьи.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
6. Альбом «Тайна моего имени»
Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
Среда
Тема : «Я и мои эмоции»
1. Весёлая зарядка
Цель: Создание благоприятного психологического климата
Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре
2. Консультация для педагогов «Признаки и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей»
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах возникновения психоэмоционального напряжения у детей.
Ответственный: педагог-психолог
3. Игровое занятие с детьми «В поисках сокровищ»
Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира.
Задачи:
1. Познакомить с эмоциями: страх, радость, злость, грусть.
2. Учить передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
3. Продолжать развивать способность замечать и понимать эмоциональное состояние другого в литературных и музыкальных произведениях, по сюжетным иллюстрациям, схематическим изображениям.
4. Развивать эмпатию, воображение.
Ответственный: педагог-психолог
4. Мульттренинг для детей «Поверь в себя»
Цель: Формирование уверенности в своих силах, способности находить положительные моменты в сложных ситуациях.
Ответственный: педагог-психолог
5. Выставка рисунков «Моё настроение»
Цель: Развивать умение распознавать эмоции, выражать их с помощью мимики, передавать эмоцию с помощью рисования.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
Четверг
Тема: «Я и мои друзья – животные»
1. Весёлая зарядка
Цель: Создание благоприятного психологического климата
Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре
2. Фотовыставка «Я и мой маленький друг»
Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
3. Выставка рисунков «На какое животное я похож»
Цель: Развивать способность понимать себя, проводить ассоциативные связи.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
4. Мастер-класс для педагогов «Анималотерапия»
Цель: Познакомить педагогов с методами и приёмами коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Ответственный: педагог-психолог
5. Информационный стенд «Домашние питомцы и их значение в развитии детей»
Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах влияния домашних животных на развитие детей.
Ответственный: педагог-психолог
Пятница
Тема: «Я и мои друзья»
1. Весёлая зарядка
Цель: Создание благоприятного психологического климата
Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре
2. Игры с детьми в группе
Цель: сплочение детского коллектива.
Задачи:
1. Снижение психоэмоционального напряжения.
2. Развитие навыков общения со сверстниками.
Ответственный: педагог-психолог, воспитатели
3. Игры на сплочение педагогического коллектива
Цель: сплочение группы.
Задачи:
1. Введение в атмосферу тренинга.
2. Создание атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
3. Оценка эффективность работы тренинга.
4. Формирование эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество.
Ответственный: педагог-психолог
4. Развлечение для детей «Дружба крепкая не сломается»
Задачи:
1. Закрепить представления детей о добре и зле, дружбе и друзьях.
2. Развитие невербального взаимодействия (с помощью мимики и жестов)
3. Развитие эмпатии, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Ответственный: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
5. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе
Цель: Создание благоприятного психологического климата.
Ответственный: воспитатели
6. Подарок для друга
Цель: Создание благоприятного психологического климата в коллективе сверстников. Ответственный: Воспитатели
После завершения Недели психологии и тифлопедагогики всем участникам было предложено написать свой отзыв о проведённых мероприятиях. Так же в холле был размещён фотоотчёт о проходивших мероприятиях.
Результаты реализации недели психологии и тифлопедагогики, согласно проведённому опросу, показали, что проведё нная работа была эффективной:
- произошли изменения в нарушении поведения у детей, эмоционально-личностных проблем (раскрепощение, снятие телесных зажимов, эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния,
- в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер (развитие навыков общения, снижение уровня конфликтности,
- повысился уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.
Мероприятия Недели психологии и тифлопедагогики :
- позволили наглядно презентовать работу службы сопровождения для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему,
- способствовали сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей,
- позволили решить некоторые проблемы детско-родительских отношений, проявлению интереса к совместной деятельности с детьми,
- способствовали снижению эмоционального напряжения педагогов, родителей, детей.
Перспективы: родителями и педагогами было предложено проводить неделю психологии и тифлопедагогики ежегодно и сделать традиционным мероприятием ДОУ.
Библиография:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С.
3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.
5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Интернет-ресурсы: www.Skyclipart.ru , www.forchel.ru, https://psyhelp.rodim.ru/ , https://festival.1september.ru/articles/581059/