Мартынович Анастасия
Проект «Неделя доброты» по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Неделя доброты духовно-нравственное воспитание»
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Публикация «Проект „Неделя доброты“ по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- День доброты, 13 ноября
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Планы, тематические недели
- Доброта. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения воспитанников к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени воспитанник постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача педагога – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей:
Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
6. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
7. Закреплять знаний правил вежливого общения.
8. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
10. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач по образовательным областям: “Познавательного» и «Речевого развития”, “Художественно-эстетического развития”, “Физического развития”, “Социально-коммуникативного развития”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни.
Участники проекта : воспитатели, коллектив детского сада, дети, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта (две недели) :
Февраль 2022 года все возрастные группы средняя, старшая).
Этапы реализации проекта :
Первый этап. Целеполагание.
Раздел “Нравственное воспитание” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Наметить план действия.
3. Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
4. Информировать родителей (законных представителей) с планом “Недели Добра”.
5. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
6. Подбор методической литературы:
1) Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2005
2) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3) Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4) Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5) Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : «Просвещение», 2014.
6) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
3-й этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
4-й этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск газеты “ Неделя добра”.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группах необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• Оформление тематических книжных выставок во всех группах: демонстрация совместного творчества детей, педагогов, родителей.
• Оформление выставки рисунков по произведениям К. И. Чуковского (подготовительная группа).
• Практическая мастерская: “Улыбка”, изготовление стикеров “Подари улыбку прохожему.
• Музыкально – театрализованное представление “Зайкина избушка”.
• Оформление уголка для родителей рубрикой “Сотвори добро”.
2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.
4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
• Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях «Кормушка для птиц», «Ангел Надежды».
• Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акции «Ангел Надежды», посещений «Дня открытых дверей».
• Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности, посылка.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
С таких замечательных слов началась проектная тематическая неделя Добра в нашем детском учреждении.
Паспорт проекта
«Неделя Добра»
Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! – говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
Коллектив педагогов в реализации проекта руководствовался следующими принципами в педагогической деятельности:
1. Первый – любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
1-й этап – целеполагание.
Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
2-й этап – разработка плана-проекта
Конкурс - акция
«Ангел Надежды»
Изготовление новогодних сувениров. Выполненных в людой технике. Будут вручены детям в онкологическом отделении кемеровского областного онкодиспансера.
педагоги ДОУ, родители.
в течении месяца
Акция «Кормушка для птиц».
Совместная работа педагогов детей и родителей по изготовлению кормушек.
Педагоги ДОУ, родители.
2-я неделя
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций»
Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение.
Педагоги ДОУ, родители.
1-я неделя
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед.
Создание условий для реализации проекта.
Старший воспитатель, педагоги ДОУ
1-я неделя
3 этап – основной.
План реализации третьего этапа проекта :
Непосредственно образовательная деятельность (комплексные занятия) на тему «Улыбнись, и друг с другом подружись»
(2 младшая группа) «Сказочный денёк» (средняя группа)
«Тропинка добра» (старшая группа)
«Знакомство со свойствами воды» (подготовительная группа)
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
Разучивание: пословиц о добре;
игр «Я не должен – я должен», «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова» и др. ;
песен «О дружбе»
Выставка рисунков по региональному компоненту «Взаимоотношения людей и животных в суровом Сибирском крае»
Проведение: ситуативных игр «Машина»,
«Помощь Бельчонку»
Разучивание мирилок
Вторник
Акция «Подари улыбку прохожему» с рецептом счастья
Беседы о добрых поступках и делах.
Изготовление аппликации «Улыбка»
Среда
«Синичкин день»
«Кормушки для птиц»
Социально-коммуникативное и физическое развитие
Изготовление родителями кормушек и вывешивание их на участке акция “Кормушка для птиц”.
Четверг
Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Как ослик счастье искал» (по выбору).
Социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое развитие
Пятница
Праздник «День Доброты»
В течение всей недели читать стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака «Друзья-товарищи», Г Остера «Вредные советы», В. Осеевой «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благининой «Подарок», «Как светлячок друга искал».
В течение всей недели дети делали Добрые дела.
«Подари книжечку малышам».
«Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг (в младшем дошкольном возрасте дети наблюдают за работой взрослого; работа по обучению детей ремонту книг начинается в старшем дошкольном возрасте).
Показ кукольного театра (Би-ба-бо) детьми старшего возраста для малышей по русской народной сказке «Зайкина избушка», детьми средней группы показана русская народная сказка «Маша и медведь» (настольный театр).
Вывод: во время реализации данного проекта приняли участие дети всех возрастных групп ДОУ и их родители (законные представители)
Были получены следующие результаты:
1. В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В. Осеевой, Г. Остера, Е. Благининой о дружбе, о добре.
2. Детьми старшей группы было подготовлено и показано театрализованное представление русской народной сказки «Зайкина избушка», детьми средней группы русская народная сказка «Маша и медведь» :
3. Совместное участие в акциях «Кормушка для птиц» еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
4. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
5. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
• Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
• Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий.
• Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
4 этап – итоговый.
Включил в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск газеты “ Неделя добра” который представлен:
• для родителей;
• на сайте МБДОУ.