Ирина Субботина
Формы и методы обеспечения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников 4-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому важно обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.
Публикация «Формы и методы обеспечения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников 4-го года жизни» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. «Родители часто путают понятия «воспитание» и «образование» и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы» (Рубинштейн А. Г.) Как это верно!
Нами была набрана группа детей в возрасте с 3-4 лет. Новые дети, новые родители. Поэтому мы хотели быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания.
На начальном этапе взаимодействия с родителями, когда общая картина о каждом ребенке в группе сложилась, мы стали демонстрировать его положительный образ. Рассказывали родителю о достоинствах ребенка, лучших его качествах характера, о том, какие игры предпочитает и как взаимодействует с нами и с детьми. В общем, строили взаимоотношения с родителями на оптимистичной ноте.
На следующем этапе взаимодействия, начали знакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями воспитания ребенка. При этом использовали различные формы и методы, которые сближают нас, педагогов и родителей.
Различают следующие формы сотрудничества :
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядные.
В начале года было проведено родительское собрание, для которого был подготовлен доклад на тему «Кризис 3-х лет». В докладе я отметила, что это эмоционально тяжелый период развития, как для родителей, так и для самого ребенка. Потому что ребенок начинает отдаляться от взрослого, хочет быть независимым, все решать самостоятельно, начинает отстаивать свое «Я». На собрании были даны рекомендации родителям, как общаться с ребенком во время кризиса 3-х лет.
Кроме этого, в родительском уголке с разной периодичностью помещались статьи:
- «Кризис 3-х лет».
- «Памятка для родителей, как преодолеть кризис 3-х лет».
- «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
- «Значение самообслуживания в воспитании детей».
- «Воспитываем самостоятельность».
Чтобы привлечь родителей к совместному сотворчеству с детьми, создать предновогоднее настроение, в декабре был проведен мастер-класс для родителей и детей на тему: «Елочные игрушки своими руками». Процесс изготовления игрушек сблизил родителей и детей, ведь они общались в неформальной обстановке, увлеченные общим делом. А это очень важно для взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплочения детей и родителей.
Моя тема по самообразованию связана с игровой деятельностью. Изучая ее, я перечитала много литературы, и мне очень понравилось высказывание А. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Эту мысль я решила взять за основу семинара, который называется «Игра – спутник детства». Целью семинара стало желание подвести родителей к пониманию того, что ребенок, выполняя ту или иную игровую роль, как бы готовит себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Перед семинаром было проведено анкетирование родителей на тему «Игры дома». Анкеты показали, что родители понимают значение игры в жизни ребенка.
Семинар прошел, по нашему мнению, на хорошем уровне. Сначала родители прослушали информацию об игровой деятельности. Затем они работали в подгруппах, где обсуждали возможности игры. Потом сами сами разыгрывали игровые ситуации. А и в конце им были розданы «Советы и рекомендации при совместных играх с детьми дома».
Конечно же, большое внимание было отведено оформлению зала : подготовлена фотовыставка «Игры детей в детском саду», которую помогли организовать родители; плакаты с высказываниями мудрых людей об игре; игрушки и игры.
В конце семинара нам было важно мнение родителей, хотелось знать, нужны ли такие мероприятия. Отзывы родителей показали, что они извлекли для себя много полезной и новой информации и хотели бы чаще участвовать в таких мероприятиях.
Коллективные мероприятия необходимы в работе с родителями, ведь они начинают больше нам доверять, прислушиваются к нашим советам по воспитанию и развитию детей.
Кроме коллективной формы взаимодействия с родителями конечно важны индивидуальные, они позволяют проанализировать и обсудить какой-либо вопрос, получить родителями новые знания.
С бабушкой Димы проводилась тематическая консультация на тему «Роль родителей в воспитании ребенка-дошкольника». В этой семье бабушка воспитывает ребенка сама, а родители работают в Москве и редко видят ребенка. Эта ситуация сказывается на поведении мальчика и его развитии: ребенок проявляет агрессию по отношению к детям, не хочет принимать участие в играх, развлечениях. Бабушка с внуком справиться не может, поэтому рекомендовано родителям самим заниматься воспитанием сына.
С родителями Софии и Вани часто проводим беседы о поведении детей в детском саду. Если маме Софии мы советуем быть строже, требовательнее к ребенку, не допускать вседозволенности в поведении. То родителям Вани рекомендуем быть с ребенком внимательнее, добрее, больше с ним общаться, т. к. не внимание в семье он компенсирует конфликтами и ссорами с детьми, привлекая к себе внимание, хоть и негативное.
Вначале года проводились беседы с родителями, дети которых стали посещать детский сад с 3лет. Родителям даны рекомендации о соблюдении режима дня дома, о том, как воспитывать самостоятельность у ребенка и развивать навыки самообслуживания. Утром и вечером общаемся с родителями, стараемся говорить больше хорошего о детях, об их достижениях, успехах в течение дня, говорим и о проблемах, но в деликатной форме.
Для работы с родителями используем наглядные формы сотрудничества детского сада с семьей.
На стендах размещаем информацию для родителей : это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год, сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду (акциях, конкурсах, выставках, развлечениях, праздниках).
Используем в работе ширмы, буклеты, папки-передвижки, в которых размещаем иллюстрации, практические рекомендации, педагогическую информацию в помощь родителям по воспитанию и развитию детей.
Каждый квартал оформляется уголок по временам года : картинки, фотографии; сведения о праздниках, народных традициях; пословицы, поговорки, стихи.
Каждый день помещаем информацию о проведенных занятиях: тема, программное содержание или цель. Устраиваем выставки рисунков, поделок.
С родителями проводятся совместные мероприятия: постройка горки; праздники, чаепитие, мастер-классы, экскурсии. Таким образом, вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.