Получи документы

Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно

Ольга Чурекова
Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно
▼ Скачать + Заказать документы

Навыки самообслуживания : помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно

Для того, чтобы понять состояние ребенка, который учится одеваться самостоятельно, нужно вспомнить, как нам – взрослым – нелегко дается обучение чему-то новому, работе с новыми инструментами, освоение новой профессии, попытки разобраться в сложных или просто незнакомых механизмах и др.

В простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.

Публикация «Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно» размещена в разделах

Для ребенка одевание – сложный процесс, который состоит из нескольких последовательных действий, когда нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать.

Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может вызывать неприятные эмоции у ребенка.

Чаще всего у детей при одевании возникают такие трудности, как:

- ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки,

- сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде,

- сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать,

- малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,

- ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,

- неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка,

- трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.

В процессе одевания развивается мышление, речь, мелкую моторику, сенсомоторную координацию.

Почему же так важно помочь малышу научиться одеваться самостоятельно?

Когда ребенок учится быть самостоятельным, он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни.

Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самому. Но что мы этим закладываем в малыша? Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других.

Поэтому, приступая к обучению ребенка одеванию, переодеванию, важно помнить:

1. Всё, что ребенок может сделать сам - он делает сам.

2. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся изо дня в день.

Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи:

1) При одевании необходимо говорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука?

2) Можно нарисовать и выложить с помощью картинок последовательность одевания (сначала, потом).

3) Чтобы научиться завязывать бант и шнуровать, нужно запомнить и понять последовательность действий.

4) В одевании и раздевании крепнет ручка ребенка, его пальчики становятся более ловкими и умелыми.

5) Ребенок учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Это настоящая тренировка для ума.

6) Одевание, переодевание – это также и вклад в физическое развитие, развитие координации движений. В процессе одевания работают все суставы: плечевые, локтевые, коленные и др.

3. Именно в таком простом самообслуживании ребенок сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах дети учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку, находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет, исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) и позже в обучении в школе.

4. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь младшему брату завязать шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.

Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.

Для того, чтобы процесс обучения был интересным и приятным и привел к успеху, необходимо придерживаться следующих правил:

Первое. Одежда, которую ребенок будет одевать сам, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.

Например, гораздо удобнее надевать свободные брюки на резинке, чем узкие брюки из плотной ткани на молнии и пуговице. Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.

Также нужно обращать внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается, а потом не хочет сам одеваться.

Второе. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед.

Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед).

Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.

Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша.

Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»

Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться помощь взрослых. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться.

Важно учитывать, что все дети разные и каждому потребуется своё время на обучение. Нельзя торопить малыша, процесс обучения должен идти в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё обязательно получится.

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Фотоотчёт «Научим малышей одеваться на прогулку»Фотоотчёт «Научим малышей одеваться на прогулку» Ребята нашей старшей логопедической группы очень любят бывать в гостях у детей младшей группы, поэтому мы часто навещаем их. В этой публикации.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Консультация «Как научить своё любимое чадо одеваться самостоятельно?» Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем учить его садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Утренний круг «Карлсон спешит на день рождения к Малышу» Конспект утреннего круга «Карлсон спешит на день рождение к Малышу» (программа "Сообщество") Цель: Развивать творческие способности у.

Зачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагоговЗачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагогов Раскраски для детей – это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. В ЧЁМ ПОЛЬЗА РАСКРАСКИ? 1. Ребёнок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно
Опубликовано: 6 июня 2021 в 00:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чурекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД