Елена Марушкина
Научный проект по экологическому воспитанию «Лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №3
Познавательно – творческий проект «Лес»
Выполнили воспитатели первой
квалификационной категории
Марушкина Е. В.
2013г.
Познавательно – творческий проект «Лес»
1. Актуальность проекта
Необходимость формирования экологической культуры, осознанно правильного отношения к природе.
Публикация «Научный проект по экологическому воспитанию „Лес“» размещена в разделах
Недостаточный уровень знаний детей о деревьях, их пользе, назначении в жизни человека и животных.
Проблема: Ограниченность городских детей от леса и реальных условий роста деревьев. Определение деревьев по внешнему виду, для чего нужны деревья.
1. Цель проекта :
Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к живой природе через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека и животных.
3. Задачи:
1. Расширять представления детей о живой и неживой природе леса, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно–следственные связи,, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике. (Познание)
2. Развивать связную речь, пополнять и активизировать словарный запас (Коммуникация)
3. Развивать воображение, творчество при изображении представителей растительного и животного мира в детской продуктивной деятельности. (Художественное творчество)
4. Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое сознание. (Безопасность)
5. Формировать умения дружно работать в коллективе, оказывать взаимоподдержку. (Социализация)
6. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
4. Участники проекта : Дети и их родители, воспитатели группы.
5. Возрастная и социальная группа:
Дети от 6 – 7 лет
6. Сроки реализации
Сентябрь 2012г. -май 2013г.
7. Ожидаемые результаты
Проявить у детей ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (грибы, растения, животные) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности леса. Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Реализация поставленных задач.
8. Руководство проектом
Воспитатели первой квалификационной категории Марушкина Е. В., Щербакова О. В.
9. Мониторинг и оценка результатов
Результаты диагностики в начале года.
1. Представление о деревьях и кустарниках.
Высокий-32%
Средний-46%
Низкий-22%
2 Представление о связях между состоянием растений и условиями окружающей среды.
Высокий-28%
Средний-56%
Низкий-16%
3. Представление о лекарственных растениях.
Высокий-18%
Средний-60%
Низкий-22%
4. Представление о зимующих и перелётных птицах.
Высокий-22%
Средний-56%
Низкий-22%
5. Представление о диких животных леса.
Высокий-28%
Средний-63%
Низкий-9%
6. Умение вести себя в лесу.
Высокий-52%
Низкий-36%
Средний-12%
7. Умение собирать природный материал для изготовления поделок.
Высокий-15%
Средний-63%
Низкий-22%
10. Этапы проекта
1. Диагностико-аналитический этап.
Сроки реализации проекта
Определение целей и задач Ответственный
Сентябрь
Работа с родителями и детьми.
1. Обсуждение с детьми темы, проекта, возможными способами реализации проекта. Предлагаем детям поделиться своими идеями.
Воспитатели
Октябрь
1. Родительское собрание «Сохраним живую природу».
2. Сбор коллекции листьев, семян, плодов деревьев и кустарников, виды трав и цветов для изготовления поделок на занятиях.
Разработка плана реализации проекта
1. Консультации для родителей в изготовлении и реализации поделок для выставки.
2. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
1. Консультация для родителей на тему: «Лекарственные травы».
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Февраль
Анализ предметно– развивающей среды д/с (материально-технических, финансовых)
1. Провели анализ развивающей среды. Заранее были подготовлены листья, кора деревьев, плоды, ветки.
2. Провели работу с родителями по изготовлению работ и поделок из природного материала.
Воспитатели
2. Этап проектирования
Сроки реализации проекта
Определение целей и задач Ответственный
Февраль
Март-Апрель
1. Составления списка необходимых материалов для реализации проекта.
2. Составления каталога деревянных изделий.
Творческая группа
Воспитатели
Составление каталога изделий:
Разновидность вида бумаги.
Деревянная посуда.
Фотоколлаж.
Поделки из природного материала.
Поделки из бумаги.
Макет леса.
Совместная работа родителей, детей и воспитателей.
Сентябрь
Апрель
Обобщение знаний дошкольников (диагностика)
В начале года результат по диагностике показал:
В-50%
С-33%
Н-17%
К концу года:
В-75%
С-25%
Н-0%
3. Этап реализации
(практический)
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Непосредственно образовательная деятельность (с указанием образовательных областей)
Образовательная деятельность в режимных моментах
Работа с родителями
Познание
Тема: «Деревья и кустарники».
Морозова И. А., с. 23.
Цель: Расширять уточнять словарный запас детей по теме, развивать непроизвольную память, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема: «Мебель».
Морозова И. А., с. 64.
Цель: Уточнить представления и знания детей, что мебель бывает изготовлена из разных видов древесины.
Тема: «Лесная зона».
Цель: Дать детям представление о зоне лесов (лиственный лес, сосновый бор, берёзовая роща, называть животных и их приспособленность к лесной жизни. Воспитывать интерес к родной природе.
Цель: Закрепить названий деревьев и кустарников.
Рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске, запаху.
Изготовление мнемотаблицы «Развитие дерева»
Игр. упр. «Дерево».
Игр. упр. «Листья».
Дых. упр. «Полетели листочки».
Игры на развитие памяти, речи.
Д/и «С какого дерева листок».
Д/и «Назови дерево».
Д/и «Дикие животные леса».
Д/и «Чем питаются животные».
Д/и «Какай, какие, какая, какое?»
Д/и «Сравни дерево и куст».
Д/и «Кто больше назовёт».
Экскурсия по территории детского сада, в парк. Предложить родителям посетить парк, лес вместе с детьми.
Подобрать иллюстрации с изображением леса, деревьев для создания коллажа.
Организовать родителей для сбора природного материала для изготовления поделок в мини-музей «Лес».
Предложить родителям консультации на темы: «Лекарственные травы».
«Сила твоего тела заключена в соках растений».
«Дыши свежим воздухом».
Предложили родителям ряд игр, как средство эколого-эстетического воспитания : «Расскажи другу сказку»; «В гостях у гриба-лесовика»; «В гостях у лесных жителей»; «Лекарственные растения».
Чтение художественной литературы:
О. Высотская «Одуванчик»
М. Познанская «Ромашка»
Э. Ю. Шим «Черёмуха»
П. Тычина «Лесные колокольчики»
Г. А. Скребицкий «На лесной полянке. (Зима. Весна)»
С. П. Алексеев «Снегирь» Заучивание стихотворений про деревья, цветы, грибы.
Загадки, приметы о весне, лесе и его обитателей.
Чтение стихов о растениях и животных. Предложить подобрать стихи, загадки о растениях и животных населяющих лес.
Коммуникация Словесные игры, «Кто, где живет», «Четвертый лишний», «Подбери пару», «Назови однокоренное слово», «Назови ласково». Составить описательный рассказ о представителе леса.
Художественное творчество
Рисование
«Лес осенью, лес зимой, весной, летом
Грибы и ягоды, лесные жители, лесные цветы»
Тема: Рисование с натуры. «Ветка рябины».
Цель: Учить детей передавать характерные особенности ветки рябины: форму частей, строение ветки и листа их цвет. Закрепить умение красиво располагать ветку на листке бумаги.
Аппликация (Коммуникация)
Тема: «Ветки в вазе».
Цель: Учить детей передавать в аппликации сходство веток.
Развивать композиционные навыки.
Лепка (коллективная работа)
(Труд)
Тема: «Лесные животные».
Цель: Учить детей передавать в лепке фигуру диких животных. Развивать воображение, моторику рук, речь. Рассматривания картин:
Шишкин «Утро в сосновом бору».
А. Куинджи «Берёзовая роща».
Рисование по шаблонам,
Игровое задание «Что перепутал художник», «Дорисуй», «Дорисуй плоды каждому растению».
Зарисовка роста и развития дерева в лесу.
Зарисовка детьми «Цепь питания животных в лесу».
Рисование экологических знаков
Изготовление мнемотаблиц.
Изготовление детских работ из природного материала.
Экологические знаки «Правила поведения в природе».
Изготовление модели дерева в разное время года.
Совместное участие в выставке творческих работ.
Экспериментирование
«Какие предметы тонут, а какие нет»
«Ветки в воде и без воды»
«Прорастёт ли жёлудь в искусственных условиях» «Ветка дерева в воде и без воды».
«Кора дерева не тонет».
Физическая культура Подвижные игры «С березки упала сережка» ; Дыхательная гимнастика.
Речедвигательная разминка «Лес, лес, добрый лес …»
Здоровье Беседа о пользе леса для здоровья человека. Беседа на тему: «Лекарственные травы».
Составление рассказа «Чем полезен лес»
Безопасность Беседы о правилах поведения в природе. «Съедобные и несъедобные грибы».
«Один в лесу». «Все ли ягоды съедобные» Памятки о правилах поведения в природе
Музыка Прослушивание мелодии: «Шелест листьев», «Пенье птиц», «Шум ручья»
Труд 1. Высадка саженцев в детском саду и возле своего дома.
2. Операция «Помоги природе». Цель: Уборка определённых уголков природы от мусора.
Совместная высадка деревьев, цветов.
Досуг, развлечение Познавательное развлечение для детей «Праздник птиц».
Конкурс совместной деятельности родителей и детей по изготовлению кормушек и скворечников.
Викторина «Знаем ли мы природу».
Создание мини – музея «Леса» Организация в группе познавательно-экологическую среду.
Оформление в группе мини-музея на тему: «Лес». Совместно с родителями и детьми.
4. Заключительный этап.
1. Анализ достижения целей и полученных результатов
Результаты диагностики в конце года:
1. Представление о деревьях и кустарниках.
В-43%
С-57%
2. Представление о связях между состоянием растений и условиями окружающей среды.
В-36%
С-64%
3. Представление о лекарственных растений.
В-29%
С-71%
4. Представление о зимующих и перелётных птицах.
В-53%
С-47%
5. Представление о диких животных леса.
В-33%
С-67%
6. Умение вести себя в лесу.
В-58%
С-42%
7. Умение собирать природный материал для изготовления поделок.
В-34%
С-66%
Дети научились различать растения (семена, внешний вид, разновидность листьев). Получили знания о разнообразии деревьев, о их пользе для человека. У детей пополнился активный словарь, память, возник интерес к лесным обитателям. Желание самим или вместе с взрослым озеленять свой город.
По окончанию проделанной работы был сделан вывод.
Результаты диагностики показали, что
В-75%
С-25%
2. Определений дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблеме в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
-повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
-повышение познавательной речевой, двигательной активности;
-повышение знаний детей в развитии и роста деревьев.