Кокорева Надежда
Конспект занятия по экологическому воспитанию «По тропинке в лес пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПО ТРОПИНКЕ В ЛЕС ПОЙДЁМ»
Цель. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух, даёт лесные дары – ягоды, грибы, травы). Расширить знания детей о родном лесе, в котором живут различные деревья, ягоды, грибы, травы, живут звери и птицы; в лесу люди отдыхают, любуются красотой, пользуются его дарами. Развивать у детей культуру восприятия, умения наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю. Показать какую роль играют в жизни человека органы чувств.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „По тропинке в лес пойдем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: Декорации осенней природы: лес (деревья – берёза, клён, рябина, дуб, тополь, грибы, животные, изображения птиц, изображения (глаз, уши, руки, нос). Грамзапись (голоса птиц, пеньки).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы отправимся в очень интересное путешествие, но прежде, давайте присядем. На Руси издавна существовала традиция – перед дальней дорогой присесть ненадолго. Сядем.
Когда я была маленькой, то ходила с бабушкой в лес. В лесу много интересного и опасного, а вы не испугаетесь?
Для того, чтобы не заблудиться в лесу, мы возьмём с собой план-карту. Она нам поможет вернуться назад. Это не просто знаки, а знаки подсказки.
Дети берут карту и отправляются в лес.
Воспитатель. Тогда в путь, но помните, чтобы добраться, нужен ум, внимание, доброе сердце. Когда идёшь усталый, запылённый
Дорогой длинной в полудённой зной
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес- родимый лес, зелёный лес!
Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою, что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи: ты же видишь мы свои.
Перед в ходом в лес необходимо вспомнить правила поведения в лесу:
Воспитатель. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья?
Дети.
1. Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку, ни лист зря не рвать;
2. В лесу можно поиграть листьями, букеты нарвать;
3. Нельзя разбрасывать мусор;
4. Разорять муравейники;
5. Разводить костры;
6. Бить стеклянную посуду.
Воспитатель. Лес – большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). Подвести детей к берёзе и клёну, рассмотреть знак (глаз).
Для чего нужны глаза (чтобы видеть, рассматривать, наблюдать). Глаз служит для зрительного восприятии.
Воспитатель. Вообразим себе, что мы вошли в лес. В лесу тихо и дремотно. Мы сейчас находимся в осеннем лесу. Лес прекрасен в любое время года. Докажите, что сейчас осень, а не лето?
Дети. На деревьях нет листьев, деревья голые, холодно, пасмурно, дни стали короче, птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель. Какое дерево мы видим на поляне?
Дети. Берёза
Воспитатель. Как вы узнали берёзку?
Дети. По коре, берёза белая, тонкие веточки, листики небольшие, остренькие с зубчиками.
Стихотворение
Эта модница лесная часто свой наряд меняет,
В шубке белой- зимой, вся в серёжках- весной,
Сарафан зелёный- летом, в день осенний- в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.
Берёза – очень доброе дерево, она даёт человеку силу.
А это дерево вы узнали?
Дети. Это клён.
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети. По листьям, листья большие резные и по плодам. Семена клёна двукрылые. Они летят точно самолётики.
Воспитатель. Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом» – это загадка про ель и сосну. Их иголки и зимой не теряют своего цвета. Сосна хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней хорошо дышится.
Нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
Дети.
Лес – защитник человека.
Лес – родной дом растениям и животным.
Лес – украшение планеты, здоровья людей, радость и отдых.
Не случайно о лесе говорят:
Лес – богатство и красота
Береги свои леса.
Враг природе тот, кто леса не бережёт.
Воспитатель. Вы хотели бы почувствовать себя деревьями?
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, помашем
Крылья мы сложим назад.
Давайте уточним наш маршрут. Какой следующий пункт?
Дети. Уши.
Воспитатель. Для чего нужны уши?
Дети. Чтобы слышать.
Воспитатель. Уши нужны, чтобы улавливать звуки, слышать шум ветра, пение птиц, стрекотание кузнечика.
Воспитатель. Давайте присядем на пенёчки, и отдохнём.
Воспитатель. А как образовались пенёчки?
Дети. Вырубили (спилили) деревья старые, чтобы дать дорогу молодым.
Воспитатель. А куда отправили древесину?
Дети. Делают строительный материал, строят дома, делают мебель.
Воспитатель. А что же мы можем слушать?
Дети. Пение птиц.
Идеальная тишина. Слушание пение птиц (грамзапись).
Проводится беседа.
Воспитатель.
а) каких птиц вы узнали по голосу?
б) можно ли сейчас их услышать в природе?
в) почему нельзя?
г) почему они улетели?
Воспитатель обобщает. Да, зима трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под снегом. Но не все птицы от нас улетают.
– какие птицы остаются у нас на зиму? (воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири).
– почему они остаются? (не боятся морозов и могут добывать корм).
– как их называют? (зимующие).
– что это за птица?
Дети.
Снегирь- красногрудый
Ворона – важная, горластая.
Синица Снегирь –– жёлтая грудка.
Воробей – маленький, весёлый.
Воспитатель. Зимой корма мало, птиц надо подкармливать в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу. Для корма пригодны семена различных растений, подсолнуха, дыни, тыквы, а вот пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба.
Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Зимой надо развесить птицам кормушки.
Проводится игра «Прилетели птицы».
Воспитатель. Продолжаем дальше наш маршрут, углубляемся в глубь леса. Что нас ждёт впереди? Посмотрим, какой следующий пункт.
Да, это руки.
Чтение стихотворения.
Две сестрицы, две руки
Левая и правая
Рвут грибы и сорняки,
Помощь наша славная.
Для чего нужны руки?
Дети. Чтобы выполнять разную работу. Можно набрать букеты цветов, собрать грибы, ягоды.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Спрятался за пень
Шапка набекрень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко.
(Гриб).
Воспитатель.
а) Кто из вас ходил в лес за грибами?
б) Какие грибы вы собирали?
в) Сейчас проверим, знаете, ли вы грибы?
Загадывание загадок.
1. Растут в лесу сестрички рыжие – лисички.
2. Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их – опята.
3. Я расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я – подосиновик.
4. Серенькие шапки, рябенькие ножки, под берёзой растут, как их зовут – подберёзовик.
Воспитатель. Как называют грибы, которые можно есть?
Дети. Съедобные.
Воспитатель. А все ли грибы съедобные?
Дети. Нет.
Воспитатель. Есть грибы, которые нельзя употреблять в пищу, это ядовитые (мухомор, поганки). Почему так говорят? В шапке красной гриб опасный.
Дети. Да он ядовитый, его нельзя рвать, касаться его тоже нельзя. Про грибы говорят:
А)Не бери старые грибы, оставь их насекомым;
Б) при сборе не повреди грибницу;
В) незнакомые грибы не трогай.
Вот мы и побывали в царстве грибов. Подходит к концу наше путешествие.
Ой, а здесь ещё какой-то непонятный знак. Что это такое? (Нос).
Для чего нужен нос, как вы думаете?
Дети. Чтобы дышать.
Воспитатель. А чем мы дышим? (воздухом, кислородом).
Ребята! Вы утомились, давайте отдохнём. Закройте глаза, почувствуем лёгкое дуновение ветра, как он скользит по щекам, чистый, свежий воздух. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. В лесу чистый экологический воздух. Делаем глубокий вдох – выдох. Нам стало легко и свободно, мы получили много чистого воздуха, наше здоровье стало крепче.
Нам хорошо и приятно,
Мы хотим жить в мире с природой.
Природа тесно взаимосвязана с человеком. Вы, наверное, это уже поняли. Одно видит, второе ощущает, третье делает. Каждый орган не лишний, он выполняет определённую функцию.
Дети, а зачем, с какой целью вы ходили в лес?
Дети. Увидеть красоту леса.
Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие?
Дети. Да. Красиво в лесу.
Воспитатель. Эту красоту и богатство люди должны беречь.
Воспитатель. Да, лес это богатство страны. Лес – это наш зелёный друг. Он нужен нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных, даёт чистый воздух. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Вы сегодня много интересного узнали и увидели. А главное – никому не причинили вреда. Вы – настоящие друзья природы.