Наталья Маренкова
Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей».
Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. (в контексте программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Публикация «Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.
Автор-составитель: воспитатель Маренкова Наталья Владимировна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31Приморского района города Санкт-Петербурга с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.
Мы живём в прекрасной многонациональной стране, с огромным культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру. Человек, который хочет считать себя русским, должен в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, потешки, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. К великому сожалению очень многие люди не только не могут красиво и грамотно говорить, но и плохо знают историю своего народа, его традиции, культуру. Конечно, и раньше уделялось внимание, уже начиная с младшего возраста, приобщение к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песенками, читали русские народные сказки. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре чаще всего бывают отрывочны, поверхностны. Речь детей остаётся бледной, невыразительной. Большинство наших детей, не умеет грамотно, красиво и свободно изложить свои мысли. Поэтому темой своей работы мне хочется выбрать именно развитие речи детей через устное народное творчество, развитие их словотворчества и, наверное, самое главное, пробуждение интереса к культуре своего народа. Хочется выделить следующие цели и задачи:
Необходимо сформировать у детей представление о различных формах устного народного творчества (загадки, потешки, сказки, пословицы и др.).
Сформировать нравственно-эстетическое восприятие окружающего, понимание красоты и мелодичности русского языка, красоты окружающей природы.
Использование разных форм работы с детьми: викторины, вечера досуга, беседы, тематические вечера досуга и др.
Обогащение словаря, использование в речи детей пословиц, поговорок, образных оборотов речи.
Знакомство с традициями русского народа.
Развитие словотворчества детей.
Использование новых технологий в работе с детьми.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Не секрет, что диагностика знаний детей в сентябре, как правило показывает, что у детей есть большой интерес к сказкам, но при этом не все дети понимают сюжет сказки. Многие плохо владеют умением пересказывать знакомую сказку, оценить поступки героев, изменить сюжет. Самостоятельно придумать сказку, используя схему, никто из детей, как правило, не может. Дети совсем не знают пословиц, не понимают их смысла, плохо знают загадки. Поэтому, исходя из диагностических данных, можно выделить 4 направления в работе с детьми.
Сказки (знакомство, подготовка к словотворчеству, словотворчество детей)
Загадки (знакомство с разными видами загадок, словотворчество детей)
Пословицы (знакомство с пословицами, словотворчество детей)
Другие формы словотворчества детей
Ниже мне хочется более подробно остановиться на разделе «Сказки»
По примеру этого раздела строится работа и по другим направлениям.
Сказки
1 этап работы.
Знакомство со сказкой.
Формы работы: экскурсии в комнату сказок, чтение и рассказывание русских народных сказок, показ кукольных спектаклей, рассматривание иллюстраций к сказкам, вечера досуга, занятия по изобразительной деятельности, литературные викторины, просмотр диафильмов, тематические вечера досуга, использование в своей работе игровых упражнений и дидактических игр по возрасту. В этом разделе можно выделить следующие цели:
А) познакомить с русскими народными сказками
Б) развивать интерес к устному народному творчеству
В) развивать умение оценивать характер героев сказки, их поступки, понимать содержание сказки
Г) воспитывать нравственно – эстетическое качество: сочувствие, сострадание, желание помочь
Д) воспитывать умение выражать своё эмоциональное состояние словами, передавать его в рисунке.
Е) воспитывать умение понимать красоту русского языка.
Всё это является подготовительной работой к следующему этапу.
2 этап работы.
Подготовка к словотворчеству.
Цель: продолжать воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию, творческое мышление, развивать речь детей, продолжать нравственно – эстетические качества. Развивать умение принимать решения в зависимости от ситуации.
Формы работы: занятия по развитию речи, игровые задания, дидактические игры, индивидуальные беседы, беседы, вечера досуга, игры – драматизации.
3 этап работы.
Самостоятельное придумывание сказки.
Формы работы: словесные игры, дидактические игры, игровые упражнение, занятия, беседа (этические темы, знакомство с карточками – символами, обобщение личного опыта детей – наблюдения в природе, опыты.
Цель:
1) Развить фантазию у детей, память, зрительную память.
2) Воспитывать уверенность в своих силах.
3) Развитие словотворчества у детей.
4) Развивать абстрактное мышление у детей, логику.
5) Развивать умение использовать свой опыт, свои знания, обобщать их.
Как я уже с казала выше, точно по такой же схеме строится работа и по другим разделам: загадки, пословицы, малые формы фольклора.
Работа в этом направлении покажет, что
У детей не только возрастает интерес к сказкам, но вместе с этим и возрастает понимание сюжета сказки, её смысла.
2)У детей появляется умение давать оценку поступкам героев сказки, рассказывать о характере героя, сопереживать ему.
Улучшается умение пересказывать сказку, изменять содержание сказки по своему желанию.
Вырастает их интеллектуальный уровень, расширяется литературный кругозор. И, исходя из вышеназванного,
У детей многократно возрастает интерес к русской культуре, к окружающей природе, развиваются творческие способности.
Хочется предупредить молодых педагогов – не ждите быстрых результатов – чудес не бывает. Это очень трудоёмкая, кропотливая работа, требующая от педагога терпения, находчивости в выборе педагогических приёмов и форм работы. Но все затраченные усилия сторицей окупаются полученными результатами. В заключении мне хочется сказать:
я считаю, что работа по знакомству детей с устным народным творчеством является важной и своевременной. Она поможет не только обогатить внутренний мир ребёнка, раскроет его творческий потенциал, но и, что самое важное научит гордиться своей страной, её культурой, историей. А это на мой взгляд является самым важным для воспитания настоящего гражданина, патриота России.