лена кристостурян
Научно-исследовательская работа «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-исследовательская работа.
Тема: «Птицы наши друзья»
Руководитель работы :
Воспитатель Кристостурян Елена Владимировна
Чалтырь
2017
Научно-исследовательская работа.
Тема: «Птицы наши друзья»
Цель: становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.
Задачи:
• приобщать детей к изучению природы Москвы;
Публикация «Научно-исследовательская работа „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
• способствовать пониманию значения птиц в природе;
• развивать добрые чувства и заботливое отношение к животным, нуждающимся в помощи человека;
• учить сравнивать разные виды птиц и особенности их рациона;
• побуждать детей к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
• развивать любознательность детей, их кругозор;
• развивать навыки корректного общения в процессе совместно деятельности;
• развивать творческую активность, воображение, умение пользоваться навыками: рисования, конструирования, моделирования, активного речевого общения;
• развивать умение выявлять проблему и стремиться решить её совместными усилиями;
• воспитывать желание довести начатое дело до конца.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Воспитатели
Непосредственно-организованная образовательная деятельность.
Формирование целостной картины мира.
Рассмотренные темы: «Живая природа или растения тоже дышат»,
«Прощание с перелётными», «Какие бывают стаи», «Зимние гости», «Им нужна наша помощь!», «Новый год «по-природному», «Красная книга», «Деревья – наши друзья», «Обитатели парков»
Речевое развитие:
«Синичкин день», «Большая синица», «Добрая ворона», «Умная ворона», «Мы бережём птиц», «Аист», «Легенда о розовой чайке», «Вороньи истории», «Утка-поганка», «Сова – умная голова», «Птичьи пословицы», «Хитрая ворона», «Снегири румяные»
Ознакомление с художественной литературой.
Художественные произведения: «Лесной календарь» (В. Бианки, «Воробьиные истории» (Д. Мамин-Сибиряк, К. Паустовский, М. Горький, «Тридцать зёрен» (Е. Носов, «Таинственный ночной гость» (Ю. Дмитриев,
«Крупеничка» (Н. Телешов); «Серая шейка», «Экологические сказки Натальи Рыжовой» и др.
Конструктивная деятельность, моделирование и ИЗО-деятельность.
«Утки, крякая, хлопочут» (конструирование из бумаги); «Летят гуси!» (аппликация); «Синички у кормушки» (рисование), «Лебеди летят» (ручной труд); «Снегири на рябине» (лепка.
Игровая деятельность.
Подвижные эко-игры: "Коршун и куропатка", "Стайка, пролетай-ка!" (закрепление особенностей построения птиц при перелётах); «Десять птичек – стайка!»; «Птички и клетка», «Ястреб и птицы».
Игры-театрализации: «Ласточки и воробей»
Музыкальная эко-игра «Птички и кошка».
Дидактические игры: «Чем питается эта птичка?»; «Перелётные, оседлые, кочующие»; работа с карточками-шаблонами экологической направленности.
Игры-викторины: «Узнай деревья по описанию»; «Узнай птичку», «Угадай, чьи следы?».
Настольные игры с игровым планшетом: «Мир природы. Птицы»; «Мир природы. Кто с кем дружит»; «Как помочь природе в городе?».
Литература:
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юные экологи Москвы», Москва, 2015
Экологические сказки Натальи Рыжовой, «Мосприрода»
«Книга для чтения в детском саду и дома» (4-5 лет, 5-7 лет)
«Воробьиные истории» (Д. Мамин-Сибиряк, К. Паустовский, М. Горький)
«Лесной календарь», Н. Сладков
«Лесной календарь», В. Бианки
Энциклопедия для детей «Почемучка», ОНИКС, 2010
«Подвижные игры на прогулке», Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева, Москва, 2012
Результат познавательно-исследовательского проекта «Вернитесь к нам, птицы, - снегири, синицы.»
Изготовлены плакаты:
• «Лесной календарь», «Покормите птиц зимой»;
• изготовлена книга-подшивка детских докладов о птицах, детских стихов о птицах, рассказов родных о птицах;
• оформлен информационный стенд о птицах;
• проведён весенний праздник «Птичьи голоса»;
• изготовлен макет «Наш птичий питомник»;
• проведена Акция «Покормите птиц зимой».
Исследования и наблюдения показали:
- появление птиц на участке детского дома прямо зависит от ПОСТОЯННОЙ, РЕГУЛЯРНОЙ подкормки пернатых;
- птицы на кормушках появляются с 11.00 до 15.00, в марте – до 17.00;
- маленькие птички (воробьи, синички) прячутся в ветвях «безопасных» деревьев: елей, туй;
- появление птиц на кормушках прямо зависит от температуры воздуха: при снижении температуры, птиц на кормушках много и корм исчезает быстро; при потеплении – птиц на кормушках мало.
Вывод: в морозы птиц «греет» корм;
- птицы предпочитают максимально закрытые кормушки, которые защищают их от крупных и хищных птиц, от кошек;
- универсальный корм – семечки подсолнуха;
- постоянные гости при постоянной заботе – большие синицы, синицы-лазоревки;
- синицы-лазоревки чаще, чем большие синицы, употребляют сало;
- воробьи появились с приходом весны – в марте;
- синицы берут по семечке и на ветке достают семя, воробьи набивают зоб семечками.
В процессе проекта дети узнали:
- о разнообразии зимующих птиц ;
- о разнообразии птиц и их значении в нашей жизни;
- о том, что нужна постоянная, регулярная помощь птицам до апреля;
- о том, что перелёты птиц в тёплые края прямо зависят от рациона питания птиц;
- о птицах-зимниках : снегирях, свиристелях, об их рационе, о том, что в ягодах их привлекают только семена;
- о том, почему так важно охранять природу.
Не зерно ли доброты мы вложили в детские души, окультуривая почву, делая её благодатной? Хочется верить, что зёрна доброты прорастут, что почва будет и впредь благодатной, и тогда, если природный мир есть Царствие Божие, то наши дети станут истинными его наследниками. Вероятно, это зависит от нас, взрослых, которые окружают Детство.