МААМ-картинки

Научно-исследовательская работа по литературе «Мир пословиц»

Татьяна Горбунова
Научно-исследовательская работа по литературе «Мир пословиц»
▼ Скачать + Заказать документы

XXII городская научно-практическая конференция учащихся

"Юные исследователи – будущее Братска" в рамках городской программы «Интеллект и творчество» под эгидой российской научно-социальной программы для молодежи "Шаг в будущее"

Научно – исследовательская работа по литературе «Мир пословиц»

Автор: Красноярова Софья, воспитанница подготовительной группы МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братска Иркутской области

Публикация «Научно-исследовательская работа по литературе „Мир пословиц“» размещена в разделах

Руководитель: Горбунова Татьяна Николаевна, учитель - логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братска Иркутской области

г. Братск, Иркутская область

2018 год

Содержание.

Часть первая «Загляните в зеркало»

1. Что такое пословица?

2. История возникновения пословицы.

3. Чем отличается пословица от поговорки?

4. О чем бывают пословицы и чему они нас учат?

Часть вторая «Мы играем, пословицы собираем».

Часть третья «Пословица недаром молвится»

1. Коллективная работа детей подготовительной группы. Кроссворд пословиц.

2. Заключительное слово.

3. Литература.

Объект исследования: пословицы.

Основной вопрос: А у пословицы есть ответ на все случаи жизни?

Цели: Выяснить что такое пословица.

Задачи: Познакомить с фольклорным жанром «Пословица и поговорка». Чем отличается пословица от поговорки? Откуда они взялись? Кто их сочинил? О чем и о ком бывают пословицы? Чему они учат? Познакомить своих сверстников с этим жанром.

Методы решения исследовательской работы : Сбор информации на данную тему (библиотека, книги, воспитатели, родители, сверстники, интернет). Разработка совместно с педагогом и родителями дидактических игр, игровых обучающих и творчески развивающих заданий, упражнений, ситуаций для привлечения детей группы к использованию пословиц в разговорной речи.

Пословица-это ходячий ум народа. В. И. Даль

Перед началом исследования мы поставили следующие цели:

Что такое пословица? Чем отличаются от поговорки? Чему они учат в жизни?

Всем известно, что пословицы – это мудрые изречения народа на самые разные темы. Взрослые часто в речи употребляют пословицу как готовую формулу, подходящую для решения многих жизненных ситуаций. Тем они и ценны.

В ходе исследований нам было интересно получить ответы на наши вопросы выявить, какие пословицы живут до сих пор и понятны каждому. Рассказать детям в группе о пословицах и научить применять их в речи.

Часть первая «Загляните в зеркало»

1. «Что такое пословица

Определение из толковых словарей.

Толковый словарь Ушакова:

Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.

Большой толковый словарь русского языка:

Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

Толковый словарь С. И. Ожегова:

Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Толковый словарь В. И. Даля:

Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.

Словарь-справочник лингвистических терминов (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.) :

Образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением (параллелизм построения, стихотворный размер, звуковые повторы, рифма и т. п.). Примеры: Береги колхоз, получишь хлеба воз. Волков бояться — в лес не ходить. Любишь кататься — люби и саночки возить. На трактор надейся, а коня не бросай. Неправдою свет пройдешь, да назад не воротишься. Попытка не пытка, а спрос не беда. Согласного стада и волк не берет. Ученье — свет, а не ученье — тьма.

Русский толковый словарь В. В. Лопатина:

Краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом. Войти в пословицу — значит стать общеизвестным, прославиться.

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:

Пословица — меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл.

Словарь литературоведческих терминов (С. П. Белокурова) :

Пословица — жанр устного народного творчества, вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова). Например: «На нет и суда нет», «Дурная голова ногам покоя не дает», «Всякий дом хозяином держится», «Век живи — век учись»; «Злые языки страшнее пистолета» (А. С. Грибоедов).

Из литературоведческого словаря :

Краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает, давать оценку (это хорошо, а то плохо, рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

А как объяснить ребенку, Что такое пословица? простым и понятным языком?

Я составила собственное определение пословицы, опираясь на прочитанную информацию. Пословица — это краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом, ритмичное и меткое выражение которое состоит из одного предложения.

2. История возникновения пословицы.

А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

- В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.

- В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.

- В профессиональной деятельности: Без закваски хлеба не месят.

- В свободное времяпрепровождение: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы также могли быть итогом

- Наблюдения за явлениями природы: Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- Осмысления своего социального положения: На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.

- Религиозных представлений: Бог даст день, даст и пищу.

Кроме того, источником возникновения пословиц является и взаимодействие разных народов одной страны и других стран. Заимствованные пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды (из фр. яз.) Игра не стоит свеч (из фр. яз)

3. Чем отличается пословица от поговорки?

Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются.

Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.

Пословицажанр устного народного творчества:

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

Пословицы обычно ритмически организованы.

Ешь просто - доживешь до ста.

Век живи - век учись Поговорка - жанр устного народного творчества:

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

Не робкого десятка.

Глянет - рублём подарит.

4. О чем бывают пословицы и чему они нас учат?

Пословицы о дружбе Они учат нас тому, что друг – это не вещь, которую легко заменить. Настоящий товарищ – человек, испытанный в радости и горе.

Пословицы о труде доносят до нас многовековую мудрость: любое дело, даже черновое, нужно уважать. Независимо от того, чем занят человек, он заслуживает похвалы и признания, если, конечно, это занятие не аморальное, не вредит обществу.

В народных изречениях о Родине показано, что сплочённая нация – сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжё лых испытаниях: "Когда народ един, он непобедим".

Народная мудрость говорит: "Добрые дела два века живут". Поэтому нужно пройти путь на земле так, чтоб о тебе вспоминали только с любовью и уважением. Вот чему учат пословицы о добре и зле. Они побуждают нас придерживаться моральных принципов и нравственных критериев.

Часть вторая «Мы играем, пословицы собираем»

Получив ответы на вопросы, мы решили поделиться полученными знаниями с детьми нашей группы.

Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.

Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Было принято решение использовать пословицы и поговорки в системе занятий и повседневной речи воспитателей с детьми, разучивание различных игр и упражнений:

* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);

* «Назови пословицу к картинке»;

* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот) : «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др. ;

* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь. -Хоть сгорю да …не отворю»);

* «Исправь ошибку» : («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом, а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т. д.).

Часть третья «Пословица недаром молвиться»

1. Итогом нашей работы стал кроссворд, выполненный вместе с детьми для родителей.

Вопросы.

1. Лес рубят … летят.

2. … от яблони недалеко падает.

3. … не воробей, вылетит не поймаешь.

4. Копейка … бережет.

5. Слово серебро, а молчание …

6. Делу …, а потехе час.

7. Нет, друга ищи, а найдешь …

8. Не плюй в, пригодиться воды напиться.

9. Под лежачий … вода не течет.

Ответы.

1. Щепки. 2. Яблоко. 3. Слово. 4. Рубль. 5. Золото. 6. Время. 7. Береги. 8. Колодец. 9. Камень.

2. Заключительное слово.

Основой пословиц и поговорок всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка в любой жизненной ситуации. Наши предки хотели передать через них свои знания, опыт, чтобы мы стали добрыми, умными и справедливыми. Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях.

В ходе исследования пословиц ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Выводы: Пословицы и поговорки придуманы очень давно, передаются от поколения к поколению:

учат, советуют правильно поступать;

хвалят трудолюбие, честность, доброту;

высмеивают жадность, трусость, лень;

осуждают себялюбие, зло;

поощряют щедрость, благородство, упорство.

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости!

Литература.

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4._М. _1955.

Ушинский, К. Д. Собр. соч. – Т. 6. - С. 664.

2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. _М. _2004.

3. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С. Н. Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014

4. Знакомим дошкольников с литературой О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998

5. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983

Молодцова В. Казенная проза становится народной песней, если она попадает в руки великого В. Даля. // Российская газета, - 23 ноября, 2001.

Порудоминский В. Собирал человек слова. – М. : Изд-во. Детская литература; 1966.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки; Ю. Г. Круглов. М. ; Просвещение, 1990.

6. Интернет ресурсы:

- https://vseposlovici.ru/

- https://www.english-easy.info/proverbs/#axzz3SJ3Gwzvq

- https://www.english-easy.info/proverbs/#ixzz3SJ3az8lC

- https://Subscribe.ru

- https://bebi.lv/poslovici/angliyskie-pogovorki-i-perevod-angliyskih-poslovits-i- pogovorok.html

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мир сочных красок» Исследовательская работа. Секция «Юные почемучки» Мир сочных красок Авторы работы: Агеенко Валерия, Цепляева Олеся, Козловцева.

Научно-исследовательская работа учащихся 4 класса «Цветущая клумба» Тема работы: «Цветущая клумба» Секция «Юный природовед» Авторы: учащиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ №30 Холова Александра Заробиддиновна.

Научно-исследовательская работа «Лук — зеленый друг» «Я – исследователь 2017» Естествознание. Живая природа. ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ. Введение У меня есть друг, Он от семи недуг! Это вкусный.

Научно-исследовательская работа учащихся 4 класса на тему «Разведение фиалок на подоконнике» Научно-исследовательская работа на тему: «Разведение фиалок на подоконнике» Выполнили: ученицы 4 «А» класса, МБОУ №30 Г. о. Подольск,.

Научно-исследовательская работа для детей средней группы «Опыты с водой» Занятие в средней группе «Научно-исследовательская лаборатория. Опыты с водой». Воспитатель: Соляник Светлана Сергеевна Цель: развитие.

Научно-исследовательская работа «Быть здоровым — это модно и красиво» «Программа 21 дня» Для того чтобы решить задачи исследования и добиться цели мною было изучено много литературных источников. Проанализировав.

Научно-исследовательская работа «Волшебные точки здоровья» Здравствуйте, меня зовут Чеботаева Дарина. Я учусь в 2-А классе. Представляю Вашему вниманию свою исследовательскую работу «Волшебные точки.

Научно-исследовательская работа по астрономии учащегося 5 класса «Верить ли гороскопам?» Акмолинская область город Степногорск средняя школа № 8 имени А. П. Гайдара Кавяцкас Дайнюс 5 класс Верить ли гороскопам? Секция:.

Научно-исследовательская работа «Влияние воды и света на рост лука» Пояснения к презентации 1 слайд Научно-исследовательская работа «Влияние воды и света на рост лука» Выполнила: Панченко Елизавета, старшая.

Научно-исследовательская работа «Вторая жизнь бумаги» Филиал № 1 МАДОУ № 18 г. Туймазы Исследовательская работа «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» Выполнила ЗуфароваКамила,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-исследовательская работа по литературе «Мир пословиц»
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 12:50
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа по литературе «Мир пословиц»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горбунова (УИ 44927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД