МААМ-картинки

Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Юлия Сатункина
Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Глава I. Теоретические основы развития словаря

1.1 Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Публикация «Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Муза Михайловна Алексеева дает такое понятие словарной работы. Словарная работа – это педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. А развитие словаря как длительный процесс количественного накопления слов, освоение его социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения. [1, 45]

В словаре-справочнике по педагогике словарь рассматривается как совокупность слов естественного языка, значение которого данное лицо понимает и может объяснить.

Ф. А. Сохин раскрывает понятие словарь. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря, по мнению Ф. А. Сохина понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленном в процессе его истории. По мнению Ф. А. Сохина можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постоянное овладение детьми социально закрепленных содержанием слова, отражающим результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения с другими.

Следующее учебное пособие, которое мы рассматривали при написании нашей курсовой работы – это «Методика развития речи детей»

под редакцией Алисы Михайловны Бородич. Она дает отличную от других методику развития словаря.

Словарная работа в детском саду, отмечает она, - планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно действенного и наглядно образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названия групп предметов, явлений, качеств,

свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением.

Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы обозначает для ребенка только те часы, которые висят на стене в его комнате). По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки не существенны. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

Эта же особенность наблюдается у старших детей. Так овощами они часто, считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, помидоры, капусту огурец. Или же расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет», или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления дошкольник овладевает объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Публикации по теме:

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2021 в 05:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сатункина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД