Юлия Сатункина
Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста
Глава I. Теоретические основы развития словаря
1.1 Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста
Публикация «Сущность словарной работы и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Муза Михайловна Алексеева дает такое понятие словарной работы. Словарная работа – это педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. А развитие словаря как длительный процесс количественного накопления слов, освоение его социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения. [1, 45]
В словаре-справочнике по педагогике словарь рассматривается как совокупность слов естественного языка, значение которого данное лицо понимает и может объяснить.
Ф. А. Сохин раскрывает понятие словарь. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря, по мнению Ф. А. Сохина понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленном в процессе его истории. По мнению Ф. А. Сохина можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постоянное овладение детьми социально закрепленных содержанием слова, отражающим результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения с другими.
Следующее учебное пособие, которое мы рассматривали при написании нашей курсовой работы – это «Методика развития речи детей»
под редакцией Алисы Михайловны Бородич. Она дает отличную от других методику развития словаря.
Словарная работа в детском саду, отмечает она, - планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно действенного и наглядно образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названия групп предметов, явлений, качеств,
свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением.
Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы обозначает для ребенка только те часы, которые висят на стене в его комнате). По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки не существенны. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.
Эта же особенность наблюдается у старших детей. Так овощами они часто, считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, помидоры, капусту огурец. Или же расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет», или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления дошкольник овладевает объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.