Чулкова Наталья
Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Сначала рассмотрим несколько видов депривации, изучим причины, особенностей, последствия, которые уже само по себе показывают направления ее профилактики и коррекции.
Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических жизненно важных потребностей.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др.
Публикация «Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи» размещена в разделах
Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные. Депривация может вызвать агрессию. В научном обиходе термин «депривация» стал широко применяться благодаря английскому психиатру Джону Боули, который считал, что дети, лишённые материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии: в эмоциональном, физическом и в интеллектуальном.
Дефицит общения в детском возрасте отрицательно сказывается на формирование личности, способствуя развитию агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации.
Современный ребенок, проживающий в большом городе, часто находится в ситуации социальной депривации.
Под социальной депривацией психологи понимают ограничение или полное отсутствие контактов человека с обществом. Социальная депривация может иметь различную степень: от незначительной, к выраженной. Однако, ребенок, оказавшийся в ситуации социальной депривации, может и вовсе не развиваться.
Так, Л. С. Выготский отмечал, что высшие психические функции человека не могут быть сформированы вне общества. Только общение с людьми и обучение позволяют психике ребенка развиваться. Социальная депривация может и не приводить к фатальным последствиям для психики. Социальная депривация, которая в той или иной степени связана с таким понятием как «материнская депривация». Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств. Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости. Возможна материнская депривация не только во младенческом возрасте, но и на прочих возрастных этапах. Ситуация подконтрольна, когда мать оставляет ребенка на короткие периоды, давая логические объяснения ситуации. Депривация становится болезненной, когда ребенок надолго остается без родителя и вынужден самостоятельно справляться со многими жизненными проблемами. Следствие: ребенок отстает в развитии, становится апатичным и проявляет склонность к депрессии. Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы. Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом. Работающие родители, как правило, всегда заняты, им трудно выкроить заветную минутку для общения с детьми. Они успокаивают себя мыслью, что работают ради их будущего, ради их счастья и благополучия, а свое постоянное отсутствие и неучастие в жизни ребенка старательно заглаживают, компенсируют всевозможными подарками. Чем сильнее угрызения совести, тем активнее родители «откупаются», чтобы никто, в том числе сам ребенок, не мог упрекнуть их в невнимании и недостаточной любви к нему. Родителей беспокоит, что их подросшие сыновья и дочери ведут себя по отношению к ним холодно, высокомерно и эгоистично, держат «на дистанции», а на вопрос «Как дела?» отвечают коротко и сухо: «Нормально».
Характерный пример. Папа-бизнесмен вернулся из очередной продолжительной командировки. Его 14-летняя дочь, окинув отца беглым взглядом и не увидев в его руках ярких пакетов с подарками, быстро потеряла к нему интерес – бросила еле слышное «Привет!», ушла в свою комнату и закрыла дверь. Через какое-то время она обратилась к отцу: «Ну что, может, поедем в магазин? Купишь мне новые джинсы и кеды». В автомобиле девочка надела наушники, включила плеер и за всю дорогу не проронила ни слова. В магазине она молча выбирала обновки, а когда покупки были оплачены, вынула наконец наушники и поцеловала папу. Они встретились глазами, но этот контакт длился лишь несколько секунд.
На обратном пути была та же картина: девочка снова «ушла в себя» и всю дорогу молчала. И отец вспомнил, что вот уже несколько лет он получает от дочери заинтересованный взгляд, поцелуй или внимание только тогда, когда что-нибудь ей покупает. Другого общения между ними давно уже нет: «Такое впечатление, что, кроме денег, ей от меня ничего не нужно».
Что происходит с нашими детьми и что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
Дети, привыкшие получать материальную компенсацию за отсутствие родительского внимания, растут равнодушными, грубыми, расчетливыми.
Чаще даришь – больше любишь. Подарки – это всегда хорошо, это позитив, улыбки, праздник. Единственный «камень преткновения», о который можно споткнуться, – это недовольство – «ты купил не то». С этим справиться просто: не понравился подарок – поменяем, купим другой, еще лучше.
Но когда отношения выстраиваются только вокруг подарков, ни взрослые, ни дети не получают опыта и навыков ежедневного общения, у них нет общих тем для разговора. Возможность побыть вместе «просто так» – погулять, поболтать, почитать, поиграть – даже не рассматривается. Как говорится долг платежом красен.