МААМ-картинки

Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи

Чулкова Наталья
Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Сначала рассмотрим несколько видов депривации, изучим причины, особенностей, последствия, которые уже само по себе показывают направления ее профилактики и коррекции.

Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических жизненно важных потребностей.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др.

Публикация «Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи» размещена в разделах

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные. Депривация может вызвать агрессию. В научном обиходе термин «депривация» стал широко применяться благодаря английскому психиатру Джону Боули, который считал, что дети, лишённые материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии: в эмоциональном, физическом и в интеллектуальном.

Дефицит общения в детском возрасте отрицательно сказывается на формирование личности, способствуя развитию агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации.

Современный ребенок, проживающий в большом городе, часто находится в ситуации социальной депривации.

Под социальной депривацией психологи понимают ограничение или полное отсутствие контактов человека с обществом. Социальная депривация может иметь различную степень: от незначительной, к выраженной. Однако, ребенок, оказавшийся в ситуации социальной депривации, может и вовсе не развиваться.

Так, Л. С. Выготский отмечал, что высшие психические функции человека не могут быть сформированы вне общества. Только общение с людьми и обучение позволяют психике ребенка развиваться. Социальная депривация может и не приводить к фатальным последствиям для психики. Социальная депривация, которая в той или иной степени связана с таким понятием как «материнская депривация». Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью.

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств. Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости. Возможна материнская депривация не только во младенческом возрасте, но и на прочих возрастных этапах. Ситуация подконтрольна, когда мать оставляет ребенка на короткие периоды, давая логические объяснения ситуации. Депривация становится болезненной, когда ребенок надолго остается без родителя и вынужден самостоятельно справляться со многими жизненными проблемами. Следствие: ребенок отстает в развитии, становится апатичным и проявляет склонность к депрессии. Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы. Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом. Работающие родители, как правило, всегда заняты, им трудно выкроить заветную минутку для общения с детьми. Они успокаивают себя мыслью, что работают ради их будущего, ради их счастья и благополучия, а свое постоянное отсутствие и неучастие в жизни ребенка старательно заглаживают, компенсируют всевозможными подарками. Чем сильнее угрызения совести, тем активнее родители «откупаются», чтобы никто, в том числе сам ребенок, не мог упрекнуть их в невнимании и недостаточной любви к нему. Родителей беспокоит, что их подросшие сыновья и дочери ведут себя по отношению к ним холодно, высокомерно и эгоистично, держат «на дистанции», а на вопрос «Как дела?» отвечают коротко и сухо: «Нормально».

Характерный пример. Папа-бизнесмен вернулся из очередной продолжительной командировки. Его 14-летняя дочь, окинув отца беглым взглядом и не увидев в его руках ярких пакетов с подарками, быстро потеряла к нему интерес – бросила еле слышное «Привет!», ушла в свою комнату и закрыла дверь. Через какое-то время она обратилась к отцу: «Ну что, может, поедем в магазин? Купишь мне новые джинсы и кеды». В автомобиле девочка надела наушники, включила плеер и за всю дорогу не проронила ни слова. В магазине она молча выбирала обновки, а когда покупки были оплачены, вынула наконец наушники и поцеловала папу. Они встретились глазами, но этот контакт длился лишь несколько секунд.

На обратном пути была та же картина: девочка снова «ушла в себя» и всю дорогу молчала. И отец вспомнил, что вот уже несколько лет он получает от дочери заинтересованный взгляд, поцелуй или внимание только тогда, когда что-нибудь ей покупает. Другого общения между ними давно уже нет: «Такое впечатление, что, кроме денег, ей от меня ничего не нужно».

Что происходит с нашими детьми и что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Дети, привыкшие получать материальную компенсацию за отсутствие родительского внимания, растут равнодушными, грубыми, расчетливыми.

Чаще даришь – больше любишь. Подарки – это всегда хорошо, это позитив, улыбки, праздник. Единственный «камень преткновения», о который можно споткнуться, – это недовольство – «ты купил не то». С этим справиться просто: не понравился подарок – поменяем, купим другой, еще лучше.

Но когда отношения выстраиваются только вокруг подарков, ни взрослые, ни дети не получают опыта и навыков ежедневного общения, у них нет общих тем для разговора. Возможность побыть вместе «просто так» – погулять, поболтать, почитать, поиграть – даже не рассматривается. Как говорится долг платежом красен.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Профилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не торопись!», приуроченное к Международному Дню защиты детейПрофилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не торопись!», приуроченное к Международному Дню защиты детей Фотоотчет. Профилактическое мероприятие в рамках социальной компании «Не Торопись!».День защиты детей - один из самых старых международных.

Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи»Эссе «Размышления о роли семьи в воспитании детей к всемирному Дню семьи» Попова Валентина Институт семьи в нашей стране с давних времён нельзя переоценить. В России всегда отводилась основополагающая роль семьи,.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи
Опубликовано: 25 января 2022 в 21:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика социальной депривации у детей из формально благополучной современной семьи» (включая файлы) размещена пользователем Чулкова Наталья (УИ 2891353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД