Исаева Олеся
Роль использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Роль использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения.
Исаева Олеся Александровна
воспитатель детей дошкольного возраста МБДОУ №44 г. Калуги, студентка кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, КГУ им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Публикация «Роль использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения с использованием инновационных технологий, рассмотрен нестандартный подход и оборудование, сделанное из подручных материалов, чтобы создать условия для повышения двигательной активности детей, способствует улучшению зрения.
Ключевые слова: Нарушение зрения, дети, упражнения, инновация.
Одним из важнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности работы с детьми с нарушениями зрения является внедрение и использование инновационных технологий.
Проблема состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования.
-показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;
-многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем [3, c.54].
Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и словесного, эмоционального и общего психического развития.
Комплексное же сочетание технологий в системе обучения детей с нарушением зрения, позволит решить следующие задачи:
1. У детей возрастает интерес к упражнениям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развития физических качеств (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей).
3. Развитие психических качеств (внимание, память, воображение, умственные способности).
4. Происходит воспитание нравственных качеств, навыков общения.
5. Укрепление мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма [1, c.43].
В классе с детьми разного возраста с нарушением зрения используются следующие приемы:
1. Растяжка
2. Физиотерапия
3. Психогимнастика
4. Пальчиковая гимнастика
5. Фитбол гимнастика
6. Дыхательные упражнения
7. Художественная гимнастика
8. Зрительная гимнастика.
9. Нетрадиционное оборудование (мягкие модули, тренажеры парашют) [2, c.44].
Остановимся на некоторых из них.
Стретчинг -это упражнения на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы подвижными и гибкими, в то время как на растяжение мышцы происходит приток крови и мышцы становятся эластичными. Каждое упражнение должно быть выполнено в течение 10-20 секунд, до тех пор, пока ребенок не почувствует мышечное напряжение.
Упражнения на растяжку выполняются в статическом и динамическом режиме из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе и обратно).
Кроме того, применяется для тренировки, музыка.
Упражнения для растяжки определенных групп мышц выполняются под музыку и без.
Психогимнастика для детей с нарушением зрения развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностной сферы ребенка. Развивает память, внимание, волю, воображение, творческие способности ребенка [4, c.54].
Обучение Релаксации. Упражнения на расслабление и отдых, проводят в основном в конце урока, по методике М. И. Чистяковой.
Примерные упражнения: "Волшебный сон", "Пространство", "Южные моря", "Поза лотоса", "Ласковое солнышко", "Колебания", "прислушаться к себе", "Волшебная кисть", "Медуза", "Качели", "Лентяй", "Холодный-горячий" и
т. д.
Обучение Управлению Гневом. Упражнения для создания положительного эмоционального состояния, устраняет замкнутость, снимает усталость, развить навыки концентрации, чувство ритма, координацию движений ребенка.
Можно предложить следующие примерные упражнения: "Обезьяна", "Сердитый Лев", "Драконы", "настроение" и т. д.
Все упражнения выполняются под словесное или музыкальное сопровождение (звуки природы).
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. Она не только развивает мелкую моторику, но и речь детей. Забавная игра с интересным дополнением к ним рифмы вызывает восторг не только ребенка, но и взрослого [5, c.65].
Стимуляция речевых и моторных зон мозга, позволяет ребенку быстрее сформировать и подготовить руку ребенка к письму.
Упражнения на фитболе способствуют повышению физической подготовленности занимающихся развитием моторики, а также способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
На занятиях используются упражнения:
- Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для укрепления брюшного пресса и тазового дна.
-Упражнения для укрепления мышц свода стопы.
-Упражнения для повышения гибкости и подвижности позвоночника и суставов.
Художественная гимнастика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности [6, c.65].
На занятии применяются специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные инструменты и игры.
Все танцевальные упражнения, задания и системы разрабатываются с учетом возрастных и физических особенностей детей и подразделяются на:
- упражнение без предмета
-упражнения с предметами (обручи, мячи, палки, скакалки, ленты,
и др.)
- групповые упражнения с предметами и без, в том числе восстановление и движения
-хореография.
Существуют специальные восстановительные упражнения, и физкультминутки для глаз направлены на снятие зрительного утомления.
Например, "Дождь", "Смотреть на нос", "Стрекоза", "Очки", "Жук", "Самолет", "Мы учимся письму", "Линия", "Прогулка в зимнем лесу" и т. д.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Важно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):
• вправо-влево;
• вверх-вниз;
• далеко-близко (удалять и приближать предмет);
• по кругу - слева-направо;
• по диагонали - снизу-вверх;
• по диагонали - сверху-вниз.
Для зрительной гимнастики традиционно используются предметы.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. В качестве ииновационных средств можно использовать компьютерную графику, когда предметы перемещаются на экране монитора компьютера/телевизора. Можно использовать предметные изображения разного цвета, размера, формы. Перемещение следует сначала осуществлять медленно, затем в более быстром темпе.
Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческой игре «Магазин» или «Гости», воспитатель обсуждает с детьми удачное сочетание цветов, размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т. д.
Таким образом, грамотная организация занятия, предполагает создание условий, которые обеспечивали бы сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся в процессе занятия.
Для предупреждения утомления на занятии необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта.
К условиям, обеспечивающим, необходимый зрительно-нервный комфорт учащихся относятся:
— обязательное проветривание кабинета перед началом занятия и после его окончания;
— хорошее качество дидактического, иллюстративного и наглядного материала, в том числе его яркость и контрастность;
— использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях
— боковое левостороннее с применением солнцезащитных устройств;
— светлая окраска логопедического кабинета не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие [3, c.67].
Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся;
— необходимо помнить о доске.
Плохая освещенность доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу учеников, способствуют быстрому утомлению зрения, поэтому лучше, чтобы доска была коричневого или темно-зеленого цвета.
Таким образом, мы можем отметить, что использование тренажеров, а также нестандартный подход и оборудование, сделанное из подручных материалов, чтобы создать условия для повышения двигательной активности детей, способствует улучшению зрения.
Список литературы:
1 Ковалевский Е. И. Детская офтальмология. -М., 2010.- 345 с.
2 Крылова Н. В., Наумец Л. В. Анатомия органов чувств. Атлас – пособие. М., 2011. - 320 с.
3 Литвак А. Г. Тифлопсихология. -М., 2012. - 445 с.
4 Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. -М., 2012. - 345 с.
5 Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 2011. - 345 с.
6 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи- М., 2012. - 350 с.
7 Никитина Н. М. Сурдопедагогика. -М., 2013. - 345 с.