Наталья Вахрушева
Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе общения со взрослым в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Вахрушева Наталья Валентиновна
студентка 5 курса
«Бурятский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра Психология детства
Улан-Удэ
«Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе активизации общения со взрослым в условиях дома ребенка»
Публикация «Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе общения со взрослым в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2018
Ранний возраст в жизни ребенка – период стремительного психического и физического развития. Это является основой становления ребенка как личность. Ранний возраст и, в особенности, третий год жизни является сенситивным периодом развития речевой функции. Очевидно, что необходимым условием благополучного развития речи и психических функций ребенка, его социальной адаптации является организованное в сенситивный период развития речевой функции коррекционное воздействие и именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития детей с задержкой речевого развития.
Невнимание к речевому развитию детей раннего возраста приводит к негативном последствиям всего развития детей : снижению функций мышления, воображения, памяти, внимания. Отсутствие должного внимания к речевой сфере детей приводит к нарушениями коммуникативного развития детей и становления их эмоционально-волевой сферы. Данные вопросы отражены в трудах А. Н. Гвоздева (2007, М. И. Лисиной (2007, Н. Н. Матвеевой (2005, Н. В. Серебряковой (2007) и других авторов. Данные авторы отмечали, что эффективным развитие речи детей рассматриваемого возраста может быть исключительно при воздействии взрослых : как ближайших родственников, так и педагогов.
Актуальность темы заключается в том, что особую важность представляет процесс речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. У таких детей, зачастую, наблюдается задержка развития многих функций, в том числе и речевой. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с преодолением задержки речевого развития детей раннего возраста остаются недостаточно разработанными. Создание коррекционно-педагогических условий преодоления задержки речевого развития детей раннего возраста, в процессе общения со взрослым является важным аспектом в работе Дома ребенка. Создавая такие условия для речевого развития детей раннего возраста как речевая предметно-развивающая среда, речевая мотивация ребенка и создание системы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, специалисты Дома ребенка имеют возможность помочь ребенку усовершенствовать свою речь для комфортного общения со взрослым.
В 2018 году на базе ГБУЗ «Специализированный психоневрологический Дом ребенка «Аистенок» города Улан-удэ было проведено эмпирическое исследование с целью оценки эффективности процесса активизации общения детей раннего возраста и взрослых в системе преодолений нарушений речевого развития в условиях воспитания детей в Доме ребенка. В эксперименте принимали участие 20 детей раннего возраста (2,3 – 3 лет). Из них: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.
Предварительно был проведен обзор имеющиеся медицинской документации детей, проведено наблюдение за поведением детей в досуговой деятельности, а также проведена диагностическая работа: оценка речевого развития детей осуществлялась по методике Н. В. Серебряковой [5].
Анализ анамнестических данных показал, у 80% детей наблюдались нарушения уже в пренатальном периоде. В структуре класса болезней нервной системы и органов чувств у детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, была отмечена патология органов зрения, которая была представлена у 4 детей ангиопатией сетчатки, косоглазием у 1 %. Так же мы видим, что почти все дети, были рождены от матерей страдающих алкоголизмом, наркоманией, и рожденных на фоне осложненного течения беременности. Исследование показало: детей I группы развития (соответствующей норме) и II (задержка на один эпикризный срок) среди участников исследования не было выявлено. У всех участников исследования преобладала более глубокая задержка (III и IV группы развития. Наблюдение за поведением детей в игре, в общении со сверстниками показало, что у всех участников исследования страдает активная речь, сенсорное развитие, наглядно-действенное и логическое мышление. Игровая деятельность обеднена в связи с недостатком получения информации, низким социальным развитием ребенка.
Общий уровень сформированности импрессивной речи у воспитанников двух групп сходен: средний уровень показали 30% детей экспериментальной и 40% детей контрольной групп. Низкие результаты у 70% детей экспериментальной и 60% детей контрольной группы. В начале диагностики каждый ребенок был окликнут по имени. 30% воспитанников с ЗРР детей экспериментальной и 40% детей контрольной группы не откликнулись на свое имя сразу. Данные дети характеризовались некоторой замкнутостью, погружением в собственные мысли. Находясь среди сверстников такие дети вели себя отстраненно, были невнимательны, не проявляли инициативы к общению. При выполнении заданий им особенно сложно было воспринимать задание, требовалась стимулирующая помощь, привлечение внимания. При указании на знакомые предметы у участников двух групп, в целом не возникло трудностей только в случае, когда детям была оказана стимулирующая помощь. В целом, все участники смогли назвать на картинках нужные предметы, провели действия с игрушками, а также правильно показали называемые взрослым действия, изображенные на иллюстрациях. В целом, дети с ЗРР хорошо понимают обращенную к ним речь, тем не менее, при относительно сохраненной смысловой логической памяти такие воспитанники характеризуются снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания. Именно поэтому им тяжело запомнить сложную инструкцию, они путаются в последовательности выполнения заданий. Низкие результаты сформированности импрессивной речи у воспитанников выявлены в связи с быстрой утомляемостью детей, повышенной отвлекаемостью, низкой мотивацией, а также невнимания к инструкции.
Результаты диагностики сформированности экспрессивной речи в двух группах также оказались сходными: по 30% детей двух групп показали средние и по 70% - низкие результаты. Был сделан вывод о том, что понимание чужой обращенной речи воспитанниками осуществляется лучше, чем воспроизведение своей.
Дети, в целом, понимают обращенную к ним речь взрослого, но внимание слабое, общий предмет разговора дети быстро теряют, требуют повторения инструкции. Дети двух групп практически не разговаривают сами, вступают в речевое общение только после стимуляции речи взрослого. Словарь воспитанников с ЗРР представлен звукоподражаниями («му», «ав», «ату» – поезд, «дю-дю» – паровоз, словами-фрагментами («бока» – яблоко, «сина» – машина, «тюя» – кастрюля, «сядка» – лошадь, «кока» – мор-ковка, контурными словами («дизидом» – помидор, «алада» – голова, «агась» – кровать, «акан» – диван, «адидо» – помидор, «пани» – штаны, «акует» – огурец, «мамдока» – помидор, «амимика» – пирамидка, диффузными словами («годи» – красный, «акуда» – кукла, «агеда» – тарелка, «абони» – автобус, «куда» курица, «ледик» – козлик) и отдельными правильно произносимыми словами, с учетом произносительных возможностей («баабан», «кука» – кукла, «каф» – шкаф, «масина», «диван», «синий»). Наблюдалась замена существительных названиями действий (чайник – «сяй пить», ложка – «кухать», пирамидка – «сабиать»). Отмечено явление полисемантизма – одно слово обозначало несколько предметов («бади» – платье, юбка; «сина» – машина, автобус, поезд, стремление детей делать слоги в словах «открытыми» – «агузи» – огурец, абони» – автобус, «абани» – банан. Воспитанники с ЗРР требовали существенной стимулирующей помощи, вторичного произнесения инструкции, отмечалась быстрая истощаемость. Дети отвлекались, мотивация была средняя.
Таким образом, проведенный обзор имеющейся документации, проведение диагностики, а также наблюдение за поведением детей раннего возраста с ЗРР показал : речевое развитие детей не соответствует возрастной норме. У детей двух групп наиболее сохранен пассивный предметный словарь. Больше сложностей в пассивном глагольном словаре (дети путают слова «гладить», «мыть», «строить», «лечить», хотя пассивный предикативный словарь бытового уровня достаточно сохранен («кушать», «пить», «играть», «одеваться»). Экспрессивная речь большинства детей экспериментальной группы изобилует звукоподражаниями при «нежелании» повторять «взрослые» слова. Например, дети использовали слоговой лепет, не несущий смысловую нагрузку, в ситуации двигательной активности или радостного возбуждения. Исследование показало, что все дети нуждаются в существенной психолого-педагогической и логопедической помощи.
В ходе экспериментального исследования была разработана и апробирована специальная система коррекционно-развивающихся занятий с активным участием взрослых, способствующая повышению уровня речевого развития воспитанников. В формирующей работе участвовали дети экспериментальной группы. Основное внимание в процессе реализации формирующей программы уделялось развитию общения между взрослыми сотрудниками Дома ребенка и детьми экспериментальной группы. Коррекционная работа начиналась с подготовительного этапа, где происходило знакомство с малышом, далее использовались игры с игрушками и различными предметами, затем - тактильные игры. В процессе формирующей работы в общении со специалистами Дома ребенка дети учились получать информацию от взрослых, налаживать эмоциональный контакт. Всякая речевая инициатива детей поддерживалась со стороны взрослых. Проводилась работа, направленная на развитие слухового внимания, восприятия, дыхания, мелкую моторику. Воздействие осуществлялось как на развитие импрессивной так и экспрессивной речи детей.
Для доказательства эффективности проведенной формирующей работы с детьми двух групп вновь был проведен контрольный этап исследования. Вторичная диагностика показала: результаты воспитанников экспериментальной группы, тесно взаимодействующих со взрослыми в процессе формирующей работы, существенно улучшились как в понимании обращенной речи, так и в воспроизведении своей речи. Дети, которые получали логопедическую помощь по традиционной программе, показали на контрольном этапе результаты значительно ниже своих сверстников как в импрессивной так и в экспрессивной речи. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной формирующей программы.
В целом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, в процессе активизации общения со взрослым являются эффективным в случае, если у детей : совершенствуется способность к речевому подражанию; формируется внутренний и внешний лексикон (номинативный, предикативный, и атрибутивный, обеспечивающий общение.
Таким образом, все задачи были выполнены, цель достигнута. Несомненно, дальнейшие исследования о роли общения со взрослыми для речевого развития детей раннего возраста с ЗРР должны продолжаться и в дальнейшем.
Список используемой литературы
1. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб. : Детство-Пресс. 2007. 472 с.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. М. : Мозаика-синтез. 2011. 18 с.
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. СПб. : Питер. 2007. 430 с.
4. Матвеева Н. Н. Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития // Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. М. : АРКТИ. 2005. 220 с.
5. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебрякова. М. : Каро. 2005. 48 с.