Людмила Александровна Ермилина
Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. Поэтому, своей первостепенной задачей считаю грамотный, прочувствованный подход, как к подбору песенного материала, так и в работе над вокально - хоровыми навыками.
Т. Э. Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».
Публикация «Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе пения у детей развивается большое количество способностей : слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.
Благодаря пению укрепляется здоровье.
Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?
При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.
Для детей 3-4 лет характерно :
- Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;
- Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;
- Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);
- Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;
Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.
Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально - хоровых навыков : дыхания, дикции, звукообразование, чистоты интонации, слаженности пения.
Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной
(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.
Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне
(ре- ля)
В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.
Дети 5 -ого года жизни: уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью.
Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.
В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.
В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания
( формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!
Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)
Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Ни для кого не секрет, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. Поэтому, своей первостепенной задачей считаю грамотный, прочувствованный подход, как к подбору песенного материала, так и в работе над вокально - хоровыми навыками.
Т. Э. Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».
В процессе пения у детей развивается большое количество способностей : слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.
Благодаря пению укрепляется здоровье.
Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?
При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.
Для детей 3-4 лет характерно :
- Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;
- Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;
- Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);
- Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;
Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.
Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально - хоровых навыков : дыхания, дикции, звукообразование, чистоты интонации, слаженности пения.
Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной
(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.
Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне
(ре- ля)
В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.
Дети 5 -ого года жизни: уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью.
Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.
В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.
В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания
( формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!
Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)
Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.