Чугунекова Наталья
Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений
ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чугунекова Н. А.
Студентка 5 курса ХГУ, ИНПО
г. Абакан, Республика Хакасия
По мнению ряда исследователей (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер, Т. А. Мусейнова и др.) основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры : точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.
Публикация «Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений» размещена в разделах
Геометрические фигуры, в отличие от абстрактных чисел, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни. Таким образом, работа с геометрическим содержанием является весьма значимой с точки зрения общего математического и психического развития дошкольника.
Актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к геометрическим фигурам и их свойствам, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных геометрических представлений не всегда систематично. В связи с этим актуальной становится проблема: каким образом обеспечить эффективное формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных геометрических представлений.
В целях решения определенных образовательные задач, на наш взгляд, возможно использование той самой потребности детей дошкольного возраста в игре, их желание играть в процессе деятельности. Ознакомление роли детей с формой воспитатель предметов всегда предлагает было в центре занимательные внимания психологов, емонстрация педагогов и методистов этом прошлого и настоящего томатика [1, делят с. 11].
Ознакомление основании детей с формой практическим предметов наилучшим важной образом происходит мешочке при сочетании начертить различных методов затем и приемов обучения. Используются наглядные методы структурных и приемы: «Посмотри ерофеева и найди такую ребенка же фигуру», «На упражнения что похожа непроизвольным фигура» и др. Широкое свойств применение в обучении ерофеева находят практические методы и приемы: «Найди, составляющие принеси, покажи. выложи, леушина начерти, составь умение узор» и др. Наряду протяжении с наглядными и практическими пышкало используются словесные методы и приемы: «Как отчетливее называется, чем разных отличаются, чем похожи; основной опиши, расскажи». [2, понятий с. 26]
В виде каждой возрастной геометрических группе методика, определяя ознакомления с геометрическими сакулина фигурами имеет несущественных свои особенности.
Основной точки задачей обучения указанной детей 5-6 лет ощущение является формирование несущественных системы знаний единственно о геометрически к фигурах. Первоначальным непомнящей звеном этой умения системы являются восприятие представления о некоторых равнение признаках геометрических разных фигур, умение первый обобщать их на основе осязательный общих признаков. В словесные старшей группе ожно обследование геометрической ерофеева фигуры становится свойств более подробным называть и детальным. Детям целью даются известные формы им фигуры, и предлагается части руками обследовать дошкольных границы квадрата ощущение и круга, прямоугольника фигурах и овала и подумать, закреплять чем эти общим фигуры отличаются детей друг от друга спорным и что в них одинаковый одинаковое. Они можно устанавливают, что организации у квадрата и прямоугольника процессе есть «уголки», зайкин а у круга и овала обратное их нет. Воспитатель, детей обводя фигуру геометрические пальцем, объясняет обучению и показывает на прямоугольнике видов и квадрате углы, обратное вершины, стороны хорошо фигуры. Вершина – это данных та точка, в которой основной соединяются стороны композиций фигуры. Стороны возрастные и вершины образуют квадрата границу фигуры, части а граница вместе непроизвольным с ее внутренней областью – саму неспособностью фигуру. На разных этом фигурах дети точно показывают ее внутреннюю современный область и ее границу – стороны, правой вершины и углы разгадать как часть владос внутренней области означает фигуры. В дальнейшем прямоугольника дети приучаются диагностика различать внутреннюю наглядные область любой ерофеева фигуры и ее границу, обследование считать число равнение сторон, вершин, детской углов [4, рисунок с. 11].
Для понятий игр и упражнений такие подбираются предметы отношения с четко выряженной предлагает основной формой воспитатель без каких-либо показывает деталей (блюдце, заучивание обруч, тарелка - круглые; таким платок, лист определяя бумаги, коробка - квадратные разных и т. п.). На последующих выготский занятиях могут быть вполне использованы картинки, начертить изображающие предметы роли определенной формы. Занятия задача следует проводить одной в форме дидактических время игр или ощущение игровых упражнений : «Подбери работа по форме», «На явление что похоже?», «Найди прямоугольник предмет такой время же формы», «Магазин» и представлений т. п. Далее выбирают всматриваться предметы указанной этом формы (из 4-5 штук, находясь группируют их и обобщают важно по единому признаку различных формы (все четыре круглые, все вполне квадратные и т. д.). Постепенно виде детей учат, если более точному общим различению: круглые закреплять и шаровидные, похожие детям на квадрат и куб ощущение и т. п. Позднее им предлагают, является найти предметы дальнейшем указанной формы понятие в групповой комнате. При венгер этом дается виде лишь название формировать формы предметов : «Посмотрите, структурных есть ли на полке синтеза предметы, похожие дошк на круг» и т. и. Хорошо квадрата пронести игры «Путешествие вместе по групповой комнате», «Найдите, состоит что спрятано» [5, пс. 38]. При сопоставлении должно предметов с геометрическими стороны фигурами нужно диагностика использовать приемы единственно осязательно-двигательного обследования детям предметов. Упражнения на распознавание могли геометрических фигур, ними а также на определение дети формы разных формирование предметов можно направо проводить вне занятий как небольшими этом группами, так направо и индивидуально, используя житомирский игры «Домино», «Геометрическое важным лото» и др. [3, опирается с. 18]
Следующая, задача - научить геометрические детей составлять совпадения плоские геометрические будет фигуры путем могли преобразования разных помогает фигур. Например, разными из двух треугольников левинова сложить квадрат, использовать а из других треугольников – прямоугольник. Затем логика из двух-трех квадратов, хорошо сгибая их разными конкретизация способами, получать детям новые фигуры (треугольники, чрезвычайно прямоугольники, маленькие совпадения квадраты).
Эти задания денисенкова целесообразно связывать геометрической с упражнениями по делению образцов фигур на части. Например, последующих детям даются формированию большие круг, житомирский квадрат, прямоугольник, квадрата которые делятся плоские на две и четыре выкладыванию части.
В дальнейшем леонтьев старшие дошкольники образом учатся расчленять таким сложный узор большое на составляющие его разных элементы, называть методика их форму и пространственное математических положение, составлять геометрических узор сложной белошистая формы из геометрических передает фигур одного-двух ребенок видов, различных столько по величине (размеру).
Очень пять важно упражнять означает детей в комбинировании осязательный геометрических фигур, фигурах в составлении разных полноценной композиций из одних признакам и тех же фигур. Это протекает приучает их всматриваться столько в форму различных состоит частей любого пышкало предмета, читать составляющие технический рисунок геометрических при конструировании. Из разрезными геометрических фигур формирования могут составляться выкладыванию изображения предметов.
В дальнейшем леонтьев старшие дошкольники образом учатся расчленять таким сложный узор большое на составляющие его разных элементы, называть методика их форму и пространственное математических положение, составлять геометрических узор сложной белошистая формы из геометрических передает фигур одного-двух ребенок видов, различных столько по величине (размеру).
Очень пять важно упражнять означает детей в комбинировании осязательный геометрических фигур, фигурах в составлении разных полноценной композиций из одних признакам и тех же фигур. Это протекает приучает их всматриваться столько в форму различных состоит частей любого пышкало предмета, читать составляющие технический рисунок геометрических при конструировании. Из разрезными геометрических фигур формирования могут составляться выкладыванию изображения предметов.
Подобные, какой взаимосвязи и обобщения, мира вполне доступные попарно детям, поднимают далее их умственное развитие фигурах на новый уровень. У калинченко детей развивается четыре познавательная деятельность, формируются новые интересы, развивается внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, чсинтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Связь методики количественных представлений занимательные с представлениями геометрических детей фигур создает отид основу для познании общематематического развития детям детей [5, уровне с. 11].
В занимательных упражнениях широко используется наглядность, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т. д. Наглядность фигурами в виде игры прежде занимательных всего и представлена познавательная в предметах, которыми математике играют дети, игровой которые составляют предметов материальный центр основной игры. Занимательные абстрагируясь упражнения, характеризуются обратное разнообразными формами квадрата деятельности детей более в их сочетании. Воспитатель саморуковой учит детей прямоугольник целесообразным игровым каждом действиям, используя котором зрение, слух, разных двигательно-моторный осязательный всматриваться анализаторы. Двигательная спорным активность детей отид сочетается с речевой, т. к. воспитатель геометрических обозначает словом могли качества предметов и понятие действия с ними. Занимательные белошистая упражнения различаются, будет по обучающему содержанию, пять познавательной деятельности действий детей, игровым указанной действиям и правилам, упражнения организации и взаимоотношениям ерофеева детей, по роли прогимназия педагога. Перечисленные ощущение признаки присущи разделенных всем играм, квадрат но в одних отчетливее узор выступают одни, прямоугольник в других – иные.
Обучение элементарны геометрическим представлениям детей дошкольного возрастов немыслим без использования занимательных упражнений. Занимательные упражнения используются в качестве разминки: в начале или в конце занятия для повышения умственная активности детей. Такая работа обычно проводится в течение дня: в утренние часы, на прогулке, вечером [6, с. 3].
Особое замечает внимание уделяется, составь формированию умения остается группировать предметы вместе по признакам (свойствам, денисенкова сначала по одному, глубокие а затем по двум (форма вторяющимся и размер). Упражнения наглядные должны быть предложила направлены на развитие структурных логического мышления, крылов а именно на умение младше устанавливать простейшие одной закономерности: порядок дети чередования фигур четыре по цвету, форме, математическим размеру. Этому является способствуют игровые денисенкова упражнения на нахождение формы пропущенной в ряду дошкольное фигуры. Должное представлений внимание уделяется задания развитию речи.
Апробация исследования проводилось на базе МБДОУ Д/С "Теремок", Аскизский район. п. Вершина- Тёи, дети старшей группы.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, вошедших в экспериментальную группу (ЭГ) и 20 детей, составивших контрольную (КГ).
Цель апробации работы заключалась в том, чтобы экспериментально проверить эффективность использования занимательных упражнений в формировании элементарных геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
Констатирующий этап (сентябрь-октябрь2017 г., на котором был осуществлен теоретический анализ проблемы исследования, определены его задачи, цели, гипотеза, проведен констатирующий эксперимент.
Формирующий этап (ноябрь-март2017 г, на котором был проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе.
Контрольный этап (апрель 2018 г, на котором был проведен контрольный эксперимент и проведена систематизация полученных результатов исследования.
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении уровня элементарных геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
При решении задач исследования, связанных с выявлением уровня элементарных геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста, а также с выявлением потенциала занимательных упражнений как средства формировании геометрических представлений детей в качестве основного метода исследования использовалась следующие диагностические задания.
Цель: выяснить возможности узнавания геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника).
Диагностический материал: геометрический конструктор (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разной величины и цвета, вырезанные из картона)
Инструкция к проведению: «Найди пару для каждой фигуры»
Ход выполнения задания: перед ребенком выкладываются треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Предлагается найти пару из имеющегося набора фигур (игра «Найди пару»).
Возможны следующие виды помощи со стороны экспериментатора:
1) разъяснение порядка действий (сначала найди похожую на образец фигуру, положи ее рядом с ним, затем подбирай также фигуры для второго, третьего и четвертого образца);
2) фиксация внимания ребенка на характерных признаках фигур (количество углов, сторон);
3) демонстрация операции выбора пары для первой из фигур.
Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:
1 – ребенок не выполнил задание;
2 – ребенок выполнил задание не полностью;
3 – ребенок выполнил задание.
Наибольший балл по данной методике соответствует 3. Полученные данные заносились в протокол. В результате проведения диагностики были получены следующие результаты.
В контрольной группе было выявлено 50% (10 детей, чей уровень элементарных геометрических представлений соответствует среднему, низкий уровень был выявлен у 10% (2 детей, у 25% (5 детей) уровень соответствует высокому.
В экспериментальной группе было выявлено 60% (12) детей со средним уровнем, 10% (2 ребенок) с низким уровнем элементарных геометрических представлений 30 % (6 детей) с высоким уровнем.
Полученные в результате исследования данные показывают, что дети старшего дошкольного имеют представления о форме предметов, знают и умеют различать геометрические фигуры независимо от их цвета и размера и классифицировать их. Не все дошкольники могут дать характеристику существенным признакам, сравнить геометрические фигуры, часто не понимают лексического значения математических терминов, не могут осмысленного оперировать ими.
Таким образом, проведенная диагностика свидетельствует о том, что для формирования элементарных геометрических представлений необходима целенаправленная педагогическая работа. Это позволило нам разработать комплекс упражнений, направленный на выявление характерных свойств геометрических фигур.
Библиографический список
1. Венгер Л. А. Развитие глубокие познавательных способностей способы в процессе дошкольного воспитания. – М. Педагогика, 1986. – 217 с.
2. Галкина определенной Л., Бобылев С. Нетрадиционные накладываются формы организации всего детей на занятиях // Дошкольное должно воспитание. – 1991. – №2. – С. 43-45.
3. Кларина Л. М. Дети способностей и знаки. Буквы, времени цифры, геометрические разгадать фигуры // М: Новая самостоятельно школа, 1993. 107 с.
4. Метлина Л. С. Занятия фигурах по математике в детском обычно саду. – М. : играют Просвещение, 1985. – 215 с.
5. Столяр детей А. А. Давайте нескольких поиграем. – М. : словесные Просвещение, 1991. – 79 с.
6. Тарунтаева Т., основе Ерофеева Т. Дидактические задания игры с математическим детей содержанием // Дошкольное абстрагируясь воспитание. – 1986. – № 6. – С. 34-36.