Марина Мехоношина
Использование алгоритма как средства формирования игровых умений
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Чтобы было понятно, о чём мы говорим, давайте обратимся к самому определению игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Часто, говоря об игре, мы имеем ввиду совместную сюжетно-ролевую игру, которая, в типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей.
Объединяясь по собственной инициативе, дети сами определяют сюжет игры, распределяют роли, игровой материал. Дети сами намечают и развивают сюжет игры, выполняют игровые действия.
Темочки:
Это всё в идеале, что же происходит на самом деле?
А на самом деле мы часто сталкиваемся с тем, что сюжетно-ролевая игра становится средством «проработки» знаний ознакомления с окружающим и выполняет чисто дидактическую функцию, при этом не оставляя места развитию творческой индивидуальности ребёнка
А ведь развивающая роль игры многогранна.
При познании в игре окружающего мира, развиваются высшие психические функции ребёнка, формируются социально-коммуникативные навыки, формируется самооценка, которую мы можем назвать стержнем процесса самосознания.
Как отражают в своей работе «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н. Я. и Короткова Н. А. : «В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть»».
Авторы поясняют, что ребенок овладевает игрой, втягиваясь в её мир, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей — от младших дошкольников, овладевающих «азами» игры, до детей предподросткового возраста, умеющих «хорошо играть»., но, к сожалению, как указывают Михайленко Н. Я. и Короткова Н. А., современный дошкольник имеет мало шансов приобрести игровые умения таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время — большая редкость.
По мнению авторов, в такой ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру, играя вместе с ними, приняв позицию «играющего партнёра», с одним лишь превосходством человека «умеющего интересно играть»
Однако, как справедливо отмечено в работе, воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который бы воспроизводил естественный механизм передачи детям игровых умений, осуществляемый в разновозрастной детской группе.
Для формирования игровых умений можно использовать другой путь, как его называют авторы, более экономный и прямо противоположный «естественному» механизму передачи, — не ждать, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
В формировании игры можно выделить три основных этапа и условно соотнести с определенным возрастом:
1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями – 1-2 года;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий)- 2-4 года;
3)усвоение способов построения сюжета - 4-7лет.
На первом этапе взрослый, акцентирует внимание на игровом действии, через него включая ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе основная задача педагога состоит в передаче детям способов ролевого поведения, при этом используются ситуации совместной игры или инсценировка какого либо игрового сюжета. Так у детей постепенно формируется умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, и видеть разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
Задача третьего этапа – научить детей строить сюжет игры.
Решая эту задачу, педагог должен организовать такой вид совместной с детьми деятельности, при котором придумывание различных сюжетных ситуаций, станет основным содержанием.
На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются алгоритмы игр, отражающие различные сюжетные ситуации.
Мы считаем, что они становятся актуальны на 2 и 3 этапах формирования игры.
В начале знакомства с алгоритмами целесообразно предложить ребёнку карточки с алгоритмами игровых действий, выполненные в форме последовательного набора фотографий, отображающих эти действия последовательно, что позволяет ребёнку повторять их.
В дальнейшем можно предложить карточки с алгоритмами игровых действий, построенные из иллюстраций, отображающих определённые последовательности действий, формирующие игровой сюжет, а также показать соотношение роли с определенным набором действий, что мы и увидим ниже на примере карточек с алгоритмами сюжетно-ролевых игр «Транспорт» (см. приложения).
Использование карточек с алгоритмами, как формы для решения педагогических задач, в частности обучения дошкольников сюжетно-ролевой игре, может быть очень полезными, если эти карточки станут частью ППРС и будут ненавязчиво напоминать детям те или иные роли и ролевые действия, а не превратятся в строгие правила игры, что соответствует самому определению алгоритма (Алгоритм – точное предписание о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, чтобы достичь результата, но противоречит смыслу самой сюжетно-ролевой игры.
Литература:
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. ;
2. Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития). https://lektsii.org/10-92008.html
3. Утюмова Е. А. ,Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста: Журнал Воспитание и обучение детей младшего возраста, Издательство: «Мозаика-синтез». Москва, 2016, стр:487-490 .;
4. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476;
5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89599/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0-«Большая советская энциклопедия»