Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст.
Разложи фигуры.
Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Материал: набор геометрических фигур.
Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.
Описание:
Публикация «Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
Найди свой домик.
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Материалы: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.
Описание: воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т. д.»
После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.
Принеси и покажи.
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет; развивать внимание, память; воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности.
Материалы: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги, квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4 штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой – разного цвета); образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети (треугольник, квадрат, круг).
Игровое правило: выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель; прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти; искать фигуру только на своем столе; выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.
Описание: воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».
Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.
Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.
Разложи фигуры в домики.
Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.
Материалы: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Описание: воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.
Найди пару.
Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые).
Материалы: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной последовательности круг, квадрат, треугольник.
Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.
Описание:
1 вариант.
Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку, описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.
2 вариант.
Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.
Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»
Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.
Игра заканчивается, когда подобраны все карточки
Что тебе дать?
Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Материалы: карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры.
Игровое правило: называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.
Описание: ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.
Варианты:
1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).
2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.
Сложи фигуру.
Цель: закрепить знание геометрических фигур, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, мелкую моторику рук.
Материалы: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические фигуры, разрезанные на 2 -4 части.
Игровое правило: ребенок выбирает части только одной какой-либо геометрической фигуры, берет другие части только после выкладывания предыдущей геометрической фигуры.
Описание: воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/
Найди похожую фигуру.
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы, развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.
Материалы: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.
Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой, брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной фигуре по форме.
Описание: в игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»
Геометрический коврик.
Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, мыслительные операции; закрепить знание геометрических фигур.
Материалы: демонстрационные карточки геометрических ковриков, игровые поля (по количеству игроков, наборы геометрических фигур (по количеству игроков, призовые фишки.
Игровое правило: Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.
Описание:
1 Вариант.
Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:
Какие геометрические фигуры были использованы?
Сколько тех или иных фигур потребовалось?
Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.
2 Вариант.
Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.
Кто в домике живет?
Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце; умение пользоваться словами, определяющими положение предмета на плоскости; закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры; развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь; воспитывать желание заниматься математикой.
Материалы: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на магнитной основе).
Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре, определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».
Описание: воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»
- Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).
- Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).
- Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).
- Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).
- Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?
(форму).
- Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)
- Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).
Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.
(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т. д.)
Далее дети расселяют всех «жильцов в домике».
Старший дошкольный возраст.
Построй дорожку.
Цель: Развитие умений выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Материалы: логические блоки, таблица с правилами построения дорог.
Описание: Ребята, давайте построим дорогу из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. Правила построения дороги записаны в таблице, в ней стрелки показывают, какая за какой: по форме и по цвету; по форме и величине, или по форме и толщине блок должен идти.
Калейдоскоп.
Цель: Выявление умений воспринимать и воспроизводить рисунок из фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение; пользоваться словом "внутри" и предлогом "в".
Описание: Рассмотрите калейдоскоп и скажите, из скольких и каких фигур составлен его рисунок? Возьмите фигуры и составьте такой же рисунок. Проверьте, получился ли у вас точно такой же рисунок?
Отремонтируй робота.
Цель: выявление проявлений догадки в процессе воссоздания фигур из элементов, умения устанавливать связи между элементами и целой фигуры.
Материалы: Робот, таблица с изображением фигур деталей. 3 цветных фломастера.
Описание: Ребята, роботу необходима ваша помощь. Три важных детали: локоть-шарнир (круг, пульт управления (шестиугольник) и башмак (четырехугольник) раскололись пополам на три части каждая. Их нужно восстановить - склеить суперклеем "моментом". Детали нарисованы сверху, а их элементы (части) - слева. Рассмотрите их. Используйте элементы для сборки целых деталей. Раскрасьте фломастером одного цвета детали и его части, фломастером другого цвета раскрасить следующую деталь и ее часть.
Чем похожи домики?
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.
Описание: Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. чем они похожи?
Домино.
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материалы: логические фигуры.
Описание: Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.
Где, чей гараж.
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материалы: логические блоки, таблица с изображением дорожек и гаражей.
Описание: у вас у каждого таблица и блоки. Таблица - это причал для кораблей, а блоки - корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанам вывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, по какой реке должен плыть корабль.
Помоги фигурам выбраться из леса.
Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материалы: логические фигуры, таблица.
Описание: перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки. Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.
Преврати геометрические фигуры в предметы.
Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.
Описание:назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке. Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
Найди недостающий домик.
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.
Описание: рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.
Игра с тремя обручами.
Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по трем свойствам.
Материалы: логические блоки, игровой лист с тремя пересекающими обручами.
Описание: перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего - все маленькие блоки, а внутри желтого - все квадратные. Какие блоки лежат внутри трех обручей? Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча? Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча? Какие блоки лежат вне всех обручей?