Борисова Любовь Викторовна
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста
1. Программное содержание:
1. Познакомить со свойствами воды : жидкая, не имеет цвета, вкуса и запаха.
2. Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим „Научная лаборатория“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого.
4. Научить нетрадиционному способу рисования: монотипия с элементами аппликации.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
2. Коррекционные задачи: Активизировать в речи детей поставленные звуки : шипящие и сонорные. Следить за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями. Составление фразы с опорой на символы
3. Словарная работа: накопление качественного словаря: глобус, модель, морская, пресная, растекается, жидкость, бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса, запаха.
4. Индивидуальная работа: Активизировать неактивных детей : Катя А., Петю П.
5. Предварительная работа: беседа о значении воды, просмотр фото и видео материала, слушание звуков воды, опыты с водой, изучение агрегатного состояния воды.
6. Оборудование: глобус, детские белые халаты, 5 стаканов на каждого ребенка, песок, молоко, или окрашенная вода в белый цвет, чайные ложки, трубочки, одноразовые тарелки по 2 штуки на каждого ребенка, цветной клейстер, керамическая плитка, бумага, готовые вырезанные формы подводного мира, кисти, записи звуков шторма, ручья, прибоя волн, картинки с символическим изображением опытов, магнитофон, записи с шумом воды.
7 . Методические приемы:
сюрпризный момент (приход Незнайки, беседа, вопросы, загадка, опытническая деятельность, нетрадиционное средство рисования : монотипия, использование ТСО, слушание записи воды: ручья, шторма, прибоя волн, элементы логоритмики (физминутка в соответствии с музыкой)
8. Организация и методика проведения:
Дети одеты в белые халаты
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию, будем с вами как ученые изучать свойства воды.
(Стук в дверь)
- Ребята, кто-то ещё не зашёл к нам, кто опоздал?
(Заходит Незнайка с глобусом в руках)
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я Незнайка, пришёл с вами поиграть, вот даже и мяч принес!
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Ну, ведь это не мяч.
Незнайка: - Что же это? Он круглый разноцветный.
Воспитатель: - Ребята, расскажите Незнайке, что это? (Это глобус)
Воспитатель: - Что такое глобус, кто знает)
(Это модель планеты. Это земля в уменьшенном виде. Это наша планета, только очень маленькая.)
Незнайка: - Почему на глобусе так много синего цвета?
(Это моря, океаны, озера, реки.)
Незнайка: - Ой, как её много! Можно тогда сколько хочешь купаться, плескаться, тратить много воды.
Воспитатель: - Ребята, прав Незнайка, что воду можно тратить, как хочешь.
(Нет, воду надо беречь.)
Воспитатель: - Да, Незнайка, её много, но подскажите ребята, вся ли вода на Земле пригодна для людей, растений, животных? (нет, воду в морях и океанах нельзя пить)
-Почему такую воду нельзя пить, ребята, кто знает? (Вода в море соленая.)
Воспитатель: - Правильно, морская вода – соленая, её нельзя пить. А вот воды, которая нужна всему живому, очень мало.
- Кто знает, как называется вода, которую можно использовать для питья?
(Вода, которую можно пить, называется пресной.) (повтор 2-3 детей)
Воспитатель: - Где можно увидеть в природе именно пресную воду?
(Озёра, реки, туман, снег, лёд, сосульки, айсберг, облака, водопад, ледники.)
Незнайка: - Спасибо, ребята, я очень много узнал, а почему вы в белых халатах?
Воспитатель: - Мы, Незнайка, сегодня пришли в лабораторию вместе с детьми узнать больше о воде. Если тебе интересно, мы приглашаем и тебя.
Воспитатель: - Но перед тем как приступим к работе, давайте подготовим свои глаза. И в этом нам поможет капелька.
Динамическая пауза.
Дети садятся за столы. Напоминаю детям, что работать со стеклянной посудой нужно осторожно, потому что она хрупкая и легко бьется.
-Приготовились, ребята! Начинаем, как ученые исследовать воду. Будем знакомиться со свойствами воды.
Опыт№1
Предлагаю детям высыпать из стакана песок в блюдце, а в другое блюдце вылить воду.
- Ребята, что происходит с песком, он растекается или стоит горкой?
(Песок остается стоять горкой.)
-А что произошло с водой, она стоит горкой или растеклась?
(Вода растеклась.)
-Как вы думаете, почему она растеклась?
(Она жидкая, поэтому она растеклась.)
- Как ученые делаем вывод: вода жидкость, она растекается и течет.
Добиваюсь повтора у 3-4 детей.
А чтобы вы лучше запомнили, я повешу такой знак.
Опыт№2
-Установим ещё одно свойство.
-Перед вами стоят ещё два стакана. В одном стакане чистая вода, а в другом- молоко. Возьмите маленькие ложки и положите в оба стакана. Что мы видим с вами, ребята?
(В воде ложку видно, а в молоке - нет)
-Как вы думаете, почему так происходит?
(Дети делают предположения.)
-Вы видите ложку потому, что вода прозрачная. (Прошу 2-3 детей повторить)
-Посмотрите, ребята, молоко белого цвета, а что можно сказать о воде, какого она цвета?
(Предположения детей)
-Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная. (Прошу повторить 2-3 детей)
-Как ученые делаем вывод: вода прозрачная и бесцветная. Поможет нам запомнить это такой знак. (Вывешиваю на магнитной доске ещё один символ.)
Опыт№3
-Определим ещё одно свойство воды - запах. Когда мама готовит что-то вкусное или когда мы с прогулки идем в группу, мы по запаху можем определить, что готовится. А чем пахнет вода? Попробуем сейчас с вами это установить.
- Возьмите стакан с водой и понюхайте. Что вы чувствуете, чем пахнет вода? (Вода не пахнет.)
-Как ученые делаем следующий вывод: вода не имеет запаха. (2-3 ребенка повторяют)
-Вот ещё один знак, который поможет запомнить нам.
-Опыт№4
-Последний опыт, нам поможет определить вкус воды. Ребята, все вы помните вкус лимона, сахара, лука, соли? А какой вкус у воды?
-Возьмите трубочку, положите в стакан и попробуйте воду? Можно ли назвать её соленой, сладкой или горькой? (Нет, нельзя) Какой же вкус у воды? (вода без вкуса)
-Как ученые делаем вывод: вода не имеет вкуса. (повтор 2-3 детей)
-Этот знак нам поможет запомнить это. (вешается символ на магнитной доске)
-Молодцы, ребята! Вы постарались все. Наши опыты закончены и сейчас я вас приглашаю всех подвигаться под музыку воды.
Звучат звуки шторма, ручья, моря спокойного и дети выполняют движения в соответствии с услышанным.
-Молодцы, ребята! вы исследовали воду, подвигались под звуки воды, а теперь я предлагаю вам нарисовать воду. Послушайте загадку, что мы будем рисовать.
Кругом вода,
А с питьем беда!
(море)
-Рисовать мы с вами будем цветным клейстером на плитке, а затем перенесем наш рисунок на бумагу, и наклеим на наше море подводных обитателей.
Дети выполняют работу.
Итог занятия.
-Чем мы с вами сегодня занимались?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Чтобы вы хотели в следующий раз исследовать?
-Незнайка, а тебе понравилось у нас на занятии?
-А теперь я хочу вам подарить медали «Маленькому Исследователю» для мальчиков и «Маленькой исследовательнице» для девочек. А нам в группу, ребята я хочу повесить вот такой знак. Как вы думаете, что он означает?
-Правильно, воду надо экономить и закрывать плотно кран.
Литература:
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет СПб. : Речь, 2006. — 64 с.
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.