Наталья Толкачёва
Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к организации коррекционного обучения заключаются в нахождении более эффективных условий, методов, приёмов для успешного овладения детьми программного материала. Эту проблему я попробовала решить с помощью наглядного моделирования.
В своей работе по исправлению неправильного звукопроизношения, я создала модели звуков по артикуляционным и акустическим признакам и активно использую их на этапах постановки, закреплении, автоматизации и дифференциации.
Публикация «Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Настольные игры своими руками
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Такая форма работы со звуками совершенствовала процесс коррекционного обучения и открыла дальнейшие перспективы, для создания системы работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками в условиях логопедического пункта и направлена на:
Цель:
1. Совершенствовать процесс коррекционного обучения;
2. Повысить качество усвоения программного материала;
3. Развивать память, мышление, внимание.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Л. М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Данный метод предполагает моделирование с помощью цвета акустические признаки звука по твёрдости-мягкости. Но в логопедической работе над постановкой звука ребёнок знакомится и с артикуляционными признаками (это положение губ, языка, поэтому я создала модели звуков, которые включают в себя и акустические, и артикуляционные признаки с помощью цветовых и графических изображений.
Методика моделирования основывается на :
- учение И. П. Павлова о «динамических стереотипах»;
- возрастные особенности развития детей дошкольного возраста;
- новейшие разработки в психологии;
Во время произношения звуков речи, раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, щёк. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждения в специальных кинестетических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора.
Эти возбуждения совпадают во времени с раздражениями от звучания звуков в слухоречевом анализаторе. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражителей образуются условные связи между двигательным и слуховым анализаторами. В результате многократных повторений вырабатываются стойкие динамические стереотипы, которые закрепляются с помощью моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам с использованием графических и цветовых изображений.
Как известно, в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает наглядно-действенное, наглядно - образное мышление, которое переходит в словесно-логическое. В коррекционной работе при постановке звуков ребёнку необходимо научится правильно произносить звуки. Для этого ему нужно освоить понятие «звук», знать его признаки, но увидеть и потрогать его нельзя. Тут и встаёт вопрос, как довести до сознания ребёнка то, чему его хотят научить, и в игровой форме прочно сформировать акустические и артикуляционные представления о звуке, умение находить сходство и различия дифференцируемых звуков. Для решения этой проблемы, я создала «образы», а затем модели звуков, руководствуясь тем, что язык - знаковая система. Материальная оболочка языковых знаков в устной речи это звуки-фонемы. Для каждого человека «материал языка» - это, прежде всего, речедвигательные и слуховые ощущения при работе речевого и слухового аппаратов, а также зрительные и кинестетические ощущения.
Таким образом, ребёнок, обучающийся правильному звукопроизношению должен запомнить, узнать на слух и артикулировать все фонемы и просодемы родного языка.
При разработке моделей звуков и системы работы с использованием методики моделирования я учитывала новейшие разработки в психологии.
У ребёнка развит один или два основных канала восприятия информации, поэтому дети условно делятся на «аудиалов», «кинестетиков» и «визуалов».
Зная это, я постаралась задействовать в процессе коррекционного обучения все каналы получения информации с помощью модели звука, которую можно увидеть, обозначить цветовыми и графическими значками артикуляционные и акустические признаки. С помощью модели можно «увидеть» звуки, найти, чем они похожи и чем различаются и, наконец, поиграть с ними, поманипулировать.
Система работы с использованием методики моделирования звуков основывается на принципах: наглядности, сознательности, системности, коррекционной направленности, развития динамичности восприятия, мотивации к учению.
Особое значение придаю принципу коррекционной направленности. Для его реализации строю занятия так, чтобы в ходе обучения осваивался не только учебный материал, но и решались задачи психического развития. Использую способы и приёмы, которые стимулируют и развивают высшие психические функции.
Метод компенсации помогает мне развить потенциальные возможности, способности ребёнка, научить выбрать такой механизм обработки информации, который позволил бы ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью.
Принцип развития динамичности восприятия позволяет построить обучение таким образом, чтобы оно осуществилось на достаточном высоком уровне трудности. Моя задача заключается в том, чтобы задания постоянно усложнялись и, развивали бы у ребёнка межфункциональную систему обработки информации, т. е. способствовали динамичности восприятия.
Разнообразные задания побуждают ребёнка к активной учебной деятельности, заставляют работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Ребёнок, развивая своё восприятие, упражняет свои психические процессы.
Принцип продуктивной обработки информации помогает организовать обучение так, чтобы у детей формировался навык обработки информации, развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Активно использую принцип мотивации к учению, согласно которому задания и упражнения должны быть интересны ребёнку. Для этого, организовываю обучение так, чтобы ребёнок добровольно включался в деятельность, создаю условия для решения творческих задач.
Реализация вышесказанных принципов достигается через:
- практическую деятельность на занятии;
- игровую деятельность;
- мониторинг.
Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам на этапе дифференциации позволяет получить следующие результаты:
1. Прочно закрепить представления о звуках, необходимые для полноценного развития фонематического восприятия, т. к. у ребёнка формируются прочные знания на основе моделирования качественных характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам, закрепляются умения сопоставлять систему дифференцируемых звуков;
2. Повысить контроль за собственной речевой деятельностью, поскольку у ребёнка совершенствуются речеслуховые, речедвигательные и кинестетические ощущения при произношении звуков, на основе которых вырабатываются чёткие стереотипы;
3. Сформировать представления о логических отношениях, способность к абстракции при передачи основных характеристик с помощью условных обозначений, развить мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие;
4. Получать стабильно высокие результаты, что подтверждается данными мониторинга.
Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам имеет большое дидактическое значение, позволяет творчески относиться процессу коррекционного обучения и помогла создать разнообразные игры и упражнения, которые будут не только обучать, но и вызывать интерес и осознанное отношение к речи.
Я разработала дидактические упражнения и настольные игры, которые особенно эффективно применяются на этапе дифференциации оппозиционных звуков, и использую как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Разработанные мною игры и упражнения являются продолжением системы работы по моделированию звуков и позволяют прочно усвоить артикуляционные и акустические представления о звуках, развивают внимание, логическое мышление, память, вызывают интерес.
Применение настольных игр и дидактических упражнений с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации направлена на :
цель:
Вызвать интерес и осознанное отношение к собственной речи через развитие познавательных способностей с помощью различных форм сим-волизации звуков в игровой деятельности.
Цель достигается с помощью решения задач:
1. Сформировать чёткие представления о сходстве и различии артикуляционных
и акустических признаков в процессе коррекционного обучения;
2. Развивать фонематический слух в игровой деятельности, через все каналы восприятия, на основе кинестетических ощущений;
3. Закреплять навык дифференциации оппозиционных звуков с помощью дидактических упражнений и настольных игр.
Задачи реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в свободной игровой деятельности, через данные мониторинга и приводят к результатам:
1. Прочно закрепляется навык произношения дифференцируемых звуков;
2. Полноценно развивается фонематическое восприятие;
3. Успешное обучение в школе.
Система работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками представлена в перспективном плане, где обозначена цель занятия и этапы моделирования.
Для того чтобы ребёнок правильно произносил поставленный звук, необходимо чтобы у него сформировались новые устойчивые связи на основе артикуляционных и акустических представлений о звуках, т. е. ребёнок должен знать о звуках всё :
- где находится язык? что делают губы? - артикуляционные представления;
- что делает горлышко? (спит или поёт, какая песенка? (сердитая или ласковая) акустические представления.
Если у ребёнка будут сформированы эти представления на основе кинестетических ощущений, через все каналы получения информации (зрительный, слуховой, кинестетический, в процессе практической деятельности, то можно говорить о прочных устойчивых связях в коре головного мозга, которые позволят:
- правильно произносить поставленный звук, не переходя на старое дефектное произношение;
- чёткие представления о звуках помогут полноценному развитию фонематического восприятия, что является необходимым условием успешного обучения ребёнка в школе.
После того, как ребёнок научился удерживать артикуляционную позу для произнесения звука, обращаю его внимание на положение языка, губ и предлагаю обозначить эти положения графическими значками.
Когда ребёнок произносит звук самостоятельно изолированно, в слогах, обращаю внимание на то, что делает горлышко? (спит или поёт) через тактильные ощущения, какая песенка? (сердитая или ласковая, и предлагаю обозначить эти признаки с помощью цветовых изображений. В результате у ребёнка накапливаются отдельные обозначения звука, которые собираются в модель.
Для закрепления представлений о положении языка, губ, акустических признаках на занятии предлагаю детям с помощью простого и цветных карандашей нарисовать звуковую модель в тетради. На первом этапе задаю наводящие вопросы: - где язычок? что делают губки? и т. д., в дальнейшем дети могут по заданию логопеда моделировать звуковую модель.
Звуковые модели активно использую на всех этапах работы со звуками, но более эффективно, с моей точки зрения, применять модели звуков на этапе дифференциации, так как дети наглядно могут увидеть, чем похожи и чем различаются звуки. Сначала дети рассматривают модели дифференцируемых звуков, рисуют их в тетрадях, ищут сходства и различия. А затем звуковые модели на этапе дифференциации активно использую в дидактических упражнениях и настольных играх во всех видах работы с оппозиционными звуками : изолированно, в слогах, словах, фразах.
С помощью звуковых моделей можно :
- выкладывать цепочки из оппозиционных слогов, таких как: са-за-са; са-за-ца; и т. д., - дифференцировать слова паронимы : рак-лак, миска - мишка, т. д. ,
- отрабатывать слова, в которых есть оба дифференцируемых звука : мармелад, спица, сазан, железо, солнышко и т. д.
Настольные игры и дидактические упражнения систематизированы в таблице, в которой представлены группы дифференцируемых звуков, настольные игры и дидактические упражнения в которых отрабатываются знания и представления о звуках.
Вызывают интерес и активное участие на занятии настольные игры :
«Собери ромашку»,
«Письмо от Незнайки», «Письмо для Незнайки»,
«Путь к золотому ключику»,
«Прочти слово»,
«Звуковое лото»,
«Звуковое домино».
Вывод
Через сравнение артикуляционных и акустических признаков в игровой деятельности можно усилить представления о звуках, повысить осознанное отношение к правильному произношению звуков. Эта работа особенно эффективна, когда идёт замена одного звука другим по артикуляционным признакам, оглушение или озвончение звуков по акустическим признакам.
С помощью сравнения признаков на звуковых моделях ребёнок может самостоятельно найти ошибки и способ их исправления.
Высокие результаты показывают данные мониторинга, которые я получаю в конце года.
Таким образом, закрепление знаний и представлений о дифференцируемых звуках с помощью настольных игр и дидактических упражнений :
- качественно улучшает процесс коррекционного обучения;
- формирует навыки самостоятельного поиска и обработки информации, что способствует развитию познавательных способностей детей.