Лучший педагог года

Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей

Наталья Толкачёва
Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей

Современные подходы к организации коррекционного обучения заключаются в нахождении более эффективных условий, методов, приёмов для успешного овладения детьми программного материала. Эту проблему я попробовала решить с помощью наглядного моделирования.

В своей работе по исправлению неправильного звукопроизношения, я создала модели звуков по артикуляционным и акустическим признакам и активно использую их на этапах постановки, закреплении, автоматизации и дифференциации.

Публикация «Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей» размещена в разделах

Такая форма работы со звуками совершенствовала процесс коррекционного обучения и открыла дальнейшие перспективы, для создания системы работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками в условиях логопедического пункта и направлена на:

Цель:

1. Совершенствовать процесс коррекционного обучения;

2. Повысить качество усвоения программного материала;

3. Развивать память, мышление, внимание.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Л. М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Данный метод предполагает моделирование с помощью цвета акустические признаки звука по твёрдости-мягкости. Но в логопедической работе над постановкой звука ребёнок знакомится и с артикуляционными признаками (это положение губ, языка, поэтому я создала модели звуков, которые включают в себя и акустические, и артикуляционные признаки с помощью цветовых и графических изображений.

Методика моделирования основывается на :

- учение И. П. Павлова о «динамических стереотипах»;

- возрастные особенности развития детей дошкольного возраста;

- новейшие разработки в психологии;

Во время произношения звуков речи, раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, щёк. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждения в специальных кинестетических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора.

Эти возбуждения совпадают во времени с раздражениями от звучания звуков в слухоречевом анализаторе. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражителей образуются условные связи между двигательным и слуховым анализаторами. В результате многократных повторений вырабатываются стойкие динамические стереотипы, которые закрепляются с помощью моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам с использованием графических и цветовых изображений.

Как известно, в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает наглядно-действенное, наглядно - образное мышление, которое переходит в словесно-логическое. В коррекционной работе при постановке звуков ребёнку необходимо научится правильно произносить звуки. Для этого ему нужно освоить понятие «звук», знать его признаки, но увидеть и потрогать его нельзя. Тут и встаёт вопрос, как довести до сознания ребёнка то, чему его хотят научить, и в игровой форме прочно сформировать акустические и артикуляционные представления о звуке, умение находить сходство и различия дифференцируемых звуков. Для решения этой проблемы, я создала «образы», а затем модели звуков, руководствуясь тем, что язык - знаковая система. Материальная оболочка языковых знаков в устной речи это звуки-фонемы. Для каждого человека «материал языка» - это, прежде всего, речедвигательные и слуховые ощущения при работе речевого и слухового аппаратов, а также зрительные и кинестетические ощущения.

Таким образом, ребёнок, обучающийся правильному звукопроизношению должен запомнить, узнать на слух и артикулировать все фонемы и просодемы родного языка.

При разработке моделей звуков и системы работы с использованием методики моделирования я учитывала новейшие разработки в психологии.

У ребёнка развит один или два основных канала восприятия информации, поэтому дети условно делятся на «аудиалов», «кинестетиков» и «визуалов».

Зная это, я постаралась задействовать в процессе коррекционного обучения все каналы получения информации с помощью модели звука, которую можно увидеть, обозначить цветовыми и графическими значками артикуляционные и акустические признаки. С помощью модели можно «увидеть» звуки, найти, чем они похожи и чем различаются и, наконец, поиграть с ними, поманипулировать.

Система работы с использованием методики моделирования звуков основывается на принципах: наглядности, сознательности, системности, коррекционной направленности, развития динамичности восприятия, мотивации к учению.

Особое значение придаю принципу коррекционной направленности. Для его реализации строю занятия так, чтобы в ходе обучения осваивался не только учебный материал, но и решались задачи психического развития. Использую способы и приёмы, которые стимулируют и развивают высшие психические функции.

Метод компенсации помогает мне развить потенциальные возможности, способности ребёнка, научить выбрать такой механизм обработки информации, который позволил бы ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью.

Принцип развития динамичности восприятия позволяет построить обучение таким образом, чтобы оно осуществилось на достаточном высоком уровне трудности. Моя задача заключается в том, чтобы задания постоянно усложнялись и, развивали бы у ребёнка межфункциональную систему обработки информации, т. е. способствовали динамичности восприятия.

Разнообразные задания побуждают ребёнка к активной учебной деятельности, заставляют работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Ребёнок, развивая своё восприятие, упражняет свои психические процессы.

Принцип продуктивной обработки информации помогает организовать обучение так, чтобы у детей формировался навык обработки информации, развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Активно использую принцип мотивации к учению, согласно которому задания и упражнения должны быть интересны ребёнку. Для этого, организовываю обучение так, чтобы ребёнок добровольно включался в деятельность, создаю условия для решения творческих задач.

Реализация вышесказанных принципов достигается через:

- практическую деятельность на занятии;

- игровую деятельность;

- мониторинг.

Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам на этапе дифференциации позволяет получить следующие результаты:

1. Прочно закрепить представления о звуках, необходимые для полноценного развития фонематического восприятия, т. к. у ребёнка формируются прочные знания на основе моделирования качественных характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам, закрепляются умения сопоставлять систему дифференцируемых звуков;

2. Повысить контроль за собственной речевой деятельностью, поскольку у ребёнка совершенствуются речеслуховые, речедвигательные и кинестетические ощущения при произношении звуков, на основе которых вырабатываются чёткие стереотипы;

3. Сформировать представления о логических отношениях, способность к абстракции при передачи основных характеристик с помощью условных обозначений, развить мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие;

4. Получать стабильно высокие результаты, что подтверждается данными мониторинга.

Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам имеет большое дидактическое значение, позволяет творчески относиться процессу коррекционного обучения и помогла создать разнообразные игры и упражнения, которые будут не только обучать, но и вызывать интерес и осознанное отношение к речи.

Я разработала дидактические упражнения и настольные игры, которые особенно эффективно применяются на этапе дифференциации оппозиционных звуков, и использую как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Разработанные мною игры и упражнения являются продолжением системы работы по моделированию звуков и позволяют прочно усвоить артикуляционные и акустические представления о звуках, развивают внимание, логическое мышление, память, вызывают интерес.

Применение настольных игр и дидактических упражнений с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации направлена на :

цель:

Вызвать интерес и осознанное отношение к собственной речи через развитие познавательных способностей с помощью различных форм сим-волизации звуков в игровой деятельности.

Цель достигается с помощью решения задач:

1. Сформировать чёткие представления о сходстве и различии артикуляционных

и акустических признаков в процессе коррекционного обучения;

2. Развивать фонематический слух в игровой деятельности, через все каналы восприятия, на основе кинестетических ощущений;

3. Закреплять навык дифференциации оппозиционных звуков с помощью дидактических упражнений и настольных игр.

Задачи реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в свободной игровой деятельности, через данные мониторинга и приводят к результатам:

1. Прочно закрепляется навык произношения дифференцируемых звуков;

2. Полноценно развивается фонематическое восприятие;

3. Успешное обучение в школе.

Система работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками представлена в перспективном плане, где обозначена цель занятия и этапы моделирования.

Для того чтобы ребёнок правильно произносил поставленный звук, необходимо чтобы у него сформировались новые устойчивые связи на основе артикуляционных и акустических представлений о звуках, т. е. ребёнок должен знать о звуках всё :

- где находится язык? что делают губы? - артикуляционные представления;

- что делает горлышко? (спит или поёт, какая песенка? (сердитая или ласковая) акустические представления.

Если у ребёнка будут сформированы эти представления на основе кинестетических ощущений, через все каналы получения информации (зрительный, слуховой, кинестетический, в процессе практической деятельности, то можно говорить о прочных устойчивых связях в коре головного мозга, которые позволят:

- правильно произносить поставленный звук, не переходя на старое дефектное произношение;

- чёткие представления о звуках помогут полноценному развитию фонематического восприятия, что является необходимым условием успешного обучения ребёнка в школе.

После того, как ребёнок научился удерживать артикуляционную позу для произнесения звука, обращаю его внимание на положение языка, губ и предлагаю обозначить эти положения графическими значками.

Когда ребёнок произносит звук самостоятельно изолированно, в слогах, обращаю внимание на то, что делает горлышко? (спит или поёт) через тактильные ощущения, какая песенка? (сердитая или ласковая, и предлагаю обозначить эти признаки с помощью цветовых изображений. В результате у ребёнка накапливаются отдельные обозначения звука, которые собираются в модель.

Для закрепления представлений о положении языка, губ, акустических признаках на занятии предлагаю детям с помощью простого и цветных карандашей нарисовать звуковую модель в тетради. На первом этапе задаю наводящие вопросы: - где язычок? что делают губки? и т. д., в дальнейшем дети могут по заданию логопеда моделировать звуковую модель.

Звуковые модели активно использую на всех этапах работы со звуками, но более эффективно, с моей точки зрения, применять модели звуков на этапе дифференциации, так как дети наглядно могут увидеть, чем похожи и чем различаются звуки. Сначала дети рассматривают модели дифференцируемых звуков, рисуют их в тетрадях, ищут сходства и различия. А затем звуковые модели на этапе дифференциации активно использую в дидактических упражнениях и настольных играх во всех видах работы с оппозиционными звуками : изолированно, в слогах, словах, фразах.

С помощью звуковых моделей можно :

- выкладывать цепочки из оппозиционных слогов, таких как: са-за-са; са-за-ца; и т. д., - дифференцировать слова паронимы : рак-лак, миска - мишка, т. д. ,

- отрабатывать слова, в которых есть оба дифференцируемых звука : мармелад, спица, сазан, железо, солнышко и т. д.

Настольные игры и дидактические упражнения систематизированы в таблице, в которой представлены группы дифференцируемых звуков, настольные игры и дидактические упражнения в которых отрабатываются знания и представления о звуках.

Вызывают интерес и активное участие на занятии настольные игры :

«Собери ромашку»,

«Письмо от Незнайки», «Письмо для Незнайки»,

«Путь к золотому ключику»,

«Прочти слово»,

«Звуковое лото»,

«Звуковое домино».

Вывод

Через сравнение артикуляционных и акустических признаков в игровой деятельности можно усилить представления о звуках, повысить осознанное отношение к правильному произношению звуков. Эта работа особенно эффективна, когда идёт замена одного звука другим по артикуляционным признакам, оглушение или озвончение звуков по акустическим признакам.

С помощью сравнения признаков на звуковых моделях ребёнок может самостоятельно найти ошибки и способ их исправления.

Высокие результаты показывают данные мониторинга, которые я получаю в конце года.

Таким образом, закрепление знаний и представлений о дифференцируемых звуках с помощью настольных игр и дидактических упражнений :

- качественно улучшает процесс коррекционного обучения;

- формирует навыки самостоятельного поиска и обработки информации, что способствует развитию познавательных способностей детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития связной речи детей старшей группы на первом этапе Игры для развития связной речи «Кто больше заметит небылиц?» Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации,.

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. «Палочки.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема : «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.

Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуковИспользование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков Актуальность. В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Знакомим детей с человеческим организмом. Дидактические игры и упражнения «Чем люди отличаются друг от друга». Задачи: 1. Закреплять представление о том, что люди отличаются ростом, цветом, формой глаз и цветом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей
Опубликовано: 26 марта 2016 в 21:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД