Корж Татьяна Александровна
Настольная печатная дидактическая игра «Волшебный лист бумаги» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Настольно-печатная дидактическая игра «Волшебный лист бумаги»
Разработчик игры: Корж Татьяна Александровна
Место работы: МАОУ «Лобановская средняя школа» СП Мостовской детский сад «Теремок»
В средней группе на занятиях по ФЭМП я знакомлю детей с плоскостью магнитной доски, учу работать на плоскости стола, ребята выкладывают раздаточный материал на карточке. Дети начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево. Для успешной работы детей в старшей группе на листе бумаги в клеточку считаю, что необходимо проводить в игровой форме упражнения для овладения приемами работы с клеткой и строкой в системе, начиная с средней группы.
Публикация «Настольная печатная дидактическая игра „Волшебный лист бумаги“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Настольные игры своими руками
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2024
Так как дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, я разработала данную дидактическую настольно-печатную игру.
Цель: Развитие у детей 4 - 7 лет зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги в клетку.
Задачи:
1. Формировать и систематизировать элементарные математические представления детей.
- Знакомить и закреплять знания о понятиях вверх листа, низ листа, середина, центр листа, углы - верхний правый и левый, нижний - правый и левый (с использованием геометрических фигур).
- Знакомить с "рядом" при помощи геометрических фигур, расположение его по горизонтали или вертикали.
- Учить находить предмет "над" и "под».
2. Формировать и систематизировать знания по ознакомлению с окружающим и предметным миром.
- Продолжать знакомить детей с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
- Продолжать знакомить детей с признаками предмета, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину.
3. Формировать и систематизировать гендерные представления детей.
Условия игры:
Игра рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
В игре ребенок может принять участие как индивидуально, так и в составе подгруппы из 2-4 человек.
В комплект игры входит:
Игровое поле, расчерченное на квадраты; коробочки и конверты с геометрическими фигурами; различные серии картинок (в соответствии с программой); смайлики с эмоциями; образцы сюжетных картинок, образцы простых танграмов. Игровое поле оснащено прозрачными карманами, куда при необходимости можно вставить, используемый материал.
Роль воспитателя в игре:
В качестве играющего, помощника или наблюдателя, в зависимости от поставленной задачи, а также уровня владения ребенком знаниями.
Предварительная работа с детьми.
Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу с детьми. В гости к ребятам приходит школьная тетрадь в клеточку и приносит подарок - "Волшебный лист бумаги" в клеточку. Воспитатель с детьми сравнивают тетрадь и лист. Тетрадь - прямоугольной формы, клетки маленькие. Лист - квадратный, клетки большие. Педагог спрашивает, для чего нужна тетрадь в клетку (первоначальные знания детей). Через определенное время тетрадь приходит к детям в гости (проверка усвоенных знаний или своего рода промежуточный мониторинг). Дети пробуют выполнять задания в тетради.
Игра состоит из блоков. При необходимости материал каждого блока может использоваться в игре других блоков.
Первый блок. ФЭМП.
1. Знакомство и закрепление понятий вверх листа, низ листа, середина, центр листа, углы - верхний правый и левый, нижний - правый и левый (с использованием геометрических фигур).
2. Знакомство с "рядом" при помощи геометрических фигур, расположение его по горизонтали или вертикали. Нахождение предмета "над" и "под".
3. Работа с цифрами, счетом.
Второй блок. Окружающий и предметный мир.
На игровом поле выкладываются вместо геометрических фигур картинки (задания на первом этапе как в первом блоке). На втором этапе игра усложняется при помощи классификации и обобщения предметов. Серии картинок: Животные Севера и Жарких стран, Домашние животные, Насекомые, Птицы, Деревья, Цветы и т. д.
Например: на игровом поле, в верхней части листа, в середине, расположена картинка белого медведя, а в нижней части листа, в середине, картинка слона. Задание: найти и добавить к каждой картинке слева и справа животных, живущих на Севере и животных, живущих в жарких странах.
На третьем этапе используются геометрические фигуры и картинки. Например: сложи из геометрических фигур домик для птицы или морковку для зайца т. д.
Третий блок. Гендерное воспитание.
Примерные темы игр. "Девочки и мальчики " с использованием серий картинок: Одежда, Прическа, Обувь, Головные уборы и т. п. "Как я дома помогаю" с использованием серий картинок: Бытовая техника, Инструменты, Мебель т. п. "Подарки для Маши и Миши", "Собираемся в гости", "Смайлики" с эмоциями. Ребенку предлагается показать смайлик в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый и поместить его на игровом поле в нужной клетке.
Самостоятельная деятельность детей.
• Выкладывание танграма на листе по образцу.
• Выкладывание простых сюжетных картинок по образцу и без него, с использованием геометрических фигур и предметных картинок.
Выводы:
Обучение через данную игру должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться дальше.
Результат. На протяжение учебного года дети с интересом принимали участие в данной игре. Использовала ее как элемент занятия, в самостоятельной, подгрупповой и индивидуальной работе во второй половине дня. Дети увлеченно отгадывали загадки, выкладывали, называя геометрические фигуры и картинки, занимались самостоятельно, действуя по образцу. К концу учебного года по итогам мониторинга дети уверенно выполняли задания как на игровом поле, так и в тетради.