Лучший педагог года

Наставничество в образовании: современная практика

Егорова анна
Наставничество в образовании: современная практика
▼ Скачать +Заказ

Наставничество в образовании : современная практика

Наставник сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника.

В. Даль

Аннотация: В данной статье рассматривается определение понятия «Наставничество», применяемое в работе детского сада.

Ключевые слова: наставничество, наставничество в образовании, наставничество в детском саду, современная практика.

Публикация «Наставничество в образовании: современная практика» размещена в разделах

Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Наставничество в ДОУ - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Акцент ставится на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере.

Наставник передает подопечному опыт и знания, которые могут затрагивать как широкий круг вопросов, так и особые профессиональные темы, потому не каждый опытный педагог может стать наставником, поскольку чтобы заниматься обучением и передачей опыта младшим коллегам, необходимо: обладать гибкостью мышления, оптимальными коммуникативными навыками; иметь среднее или высшее образование, первую или высшую категорию, стаж педагогической деятельности свыше 3 лет; обладать практическими умениями по обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению воспитательно-образовательной деятельностью; демонстрировать стабильные показатели работы уметь решать задачи методологического, исследовательского и проектного характера, связанные с повышением эффективности процессов.

Молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Поэтому коллектив, во главе с заведующим детского сада, должны «растить» своих педагогов.

Выбор формы работы в рамках наставничества в детском саду осуществляется после беседы с заведующим и проведения вводного анкетирования, которое позволяет оценить трудности, возникшие у молодого специалиста, а также определить границы знания. Всех подопечных распределяют в соответствующие группы: со слабой практической подготовкой и недостаточными теоретическими знаниями; с глубокими знаниями теории, но без практического опыта; молодые педагоги без мотивации к работе.

Также, в детском саду, применяются индивидуальные формы обмена опытом педагога – стажера и опытного специалиста, курирование (тьюторство). Распространенной является концепция «один наставник — один наставляемый». Также в работе используются коучинг, посещение НОД (занятий, мастер классов, консультаций, других коллег. После просмотра стажер самостоятельно находит резервы и пути решения собственных затруднений, учитывая полученный опыт.

В работу наставника в детском саду, входят следующие обязанности:

- помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;

- повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций;

- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Таким образом, мы можем подвести итог, что работа наставника заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя, к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», в формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Литература

1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С. Я. Батышева. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2019. – 133с.

2. Коменский Я. А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я. А. Коменский. М. : Уч. пед. издат., 2017. – 42с.

3. Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество : Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2018. - № 6.-С. 39-60.

Публикации по теме:

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-классСовременная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Фотоотчёт «Практика студентов»Фотоотчёт «Практика студентов» .

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Проект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на домуПроект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому ПРОЕКТ «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Весёлый новогодний танец «Я ёлка современная» Видео Детская песня –«Я ёлка современная»К сожалению авторов музыки и слов этой песни я не нашла в интернете. В танце участвуют 4 девочки, встают.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество в образовании: современная практика
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 10:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество в образовании: современная практика» (включая файлы) размещена пользователем Егорова анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД