Светлана Черкашина
Наставничество как фактор повышения профессиональных компетентностей молодого воспитателя в дошкольной организации
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. Целью статьи является описание концепта
«наставничество», его роль и значение в работе молодого воспитателя.
Рассматривается организация процесса наставничества для осуществления
молодым педагогом профессиональной деятельности, профессиональной
самореализации, процессов развития, обучения, воспитания детей в
дошкольной организации.
Публикация «Наставничество как фактор повышения профессиональных компетентностей молодого воспитателя в дошкольной организации» размещена в разделах
Ключевые слова: наставничество, молодой педагог,
профессиональное самообразование, профессиональная самореализация,
дошкольное образование.
Современные документы федерального уровня, определяющие
перспективы развития российского образования, среди прочих ставят задачи
подготовки педагогов новой формации, владеющих основами
профессиональной компетентности, способных выйти за пределы
стандартных образовательных ситуаций; задачи адресной поддержки
перспективных творческих педагогов, поддержки инновационного опыта и
инновационных программ.
Наставничество выступает как необходимый социальнопедагогический компонент развития и сохранения традиционных
177
социокультурных основ функционирования дошкольной образовательной
организации (далее – ДОО).
В психолого-педагогических исследованиях концепт «наставничество»
трактуется как элемент системы непрерывного педагогического образования
и процессов личностного, профессионального самоопределения и
саморазвития педагогов [2, 87].
Педагог – важнейший субъект, призванный решать задачи развития
образования. Он является ресурсом повышения качества образования.
Педагог-наставник развивает у молодого воспитателя умение обучаться
самостоятельно; предоставляет консультационную помощь молодому
воспитателю по его инициативе; формирует у молодого воспитателя умение
оценивать свою деятельность; осуществляет индивидуальный контроль за
обучением; формирует навыки самоконтроля; использует персональные
способы руководства познавательной деятельностью молодого воспитателя;
определяет совместно с молодым воспитателем сроки аттестации.
На взгляд авторов, институт «наставничества» направлен на оказание
своевременной адресной консультационной поддержки, профессиональной
помощи участникам образовательных отношений, в частности молодым
специалистам, в рамках отдельной организации.
Организация профессиональной психолого-педагогической и
методической поддержки «молодых специалистов» образовательных
отношений посредством разработки комплекса мер и модели сопровождения
«Наставничество» призвана:
– обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов ДОО и
удовлетворить потребность образовательной организации в компетентном,
профессионально-ориентированном специалисте;
– способствовать привлечению новых специалистов и их скорейшей
адаптации к образовательному пространству ДОО и профессиональному
становлению и росту начинающего педагога в условиях реализации
требований ФГОС ДО.
Организация процесса интеграции молодого педагога имеет
особенности, учитывая которые разработан алгоритм наставничества,
включающий следующие направления [1, 42] :
1-е направление: определение особенностей процесса интеграции
молодых педагогов в профессию;
2-е направление: изучение готовности администрации к организации
данного процесса интеграции молодых педагогов и методического
сопровождения этого процесса;
178
3-е направление: выявление степени удовлетворенности молодых
педагогов качеством оказанной методической помощи в процессе интеграции
в профессию.
Для решения этих проблем молодому педагогу требуется конкретный
формат взаимоотношений с администрацией в одном случае, или
социальными партнерами в другом. При этом педагоги нуждаются в
поэтапной адресной помощи, ориентированной на решение проблем
конкретного педагога на протяжении процесса адаптации. Готовность
администрации заключается в консультативной помощи старшего
воспитателя или закреплении наставника без учета потребностей молодого
педагога.
В статье авторы рассматривают методическое сопровождение процесса
интеграции молодого педагога в профессиональную деятельность в ДОО с
позиции этапности. Это означает, что организация сопровождения
определяется готовностью молодых педагогов решать профессиональные
задачи исходя из этапов интеграции: адаптации к профессиональной
деятельности, профессионального утверждения, профессиональной
самореализации.
Например, на этапе адаптации молодому педагогу необходим
психологический комфорт, он стремиться войти в коллектив, наладить
взаимоотношения. Для него в данном случае актуально дружеское участие,
подбадривание, ознакомление с обликом ДОО, с его внутренней культурой и
нормами поведения, «посвящение в сотрудники». Поэтому немаловажную
роль играет работа молодого педагога в группе с опытным воспитателем,
который поможет организовать занятия детей, режимные моменты,
выстроить правильное взаимодействие с родителями.
На этапе профессионального утверждения молодой педагог
испытывает потребность в накапливании профессионального опыта,
формируется мотивационная направленность профессиональной
деятельности. Здесь актуальным становится посещение семинаров,
вебинаров, практико-ориентированных мероприятий, тренингов, а также
поощрение со стороны руководства, например, через освещение уже
имеющихся достижений на педсовете.
На этапе профессиональной самореализации молодой педагог
испытывает потребность в признании себя, как полноправного представителя
профессионального сообщества, ему уже не хватает и экспертного суждения
его профессиональной деятельности. В данном случае актуальным
становится проведение открытых мероприятий, мастер-классов самим
179
молодым педагогом, выступление на конференции, публикации, участие в
конкурсном движении [3, 2].
Современный молодой педагог испытывает потребность в особых
форматах взаимодействия. Для того, чтобы удовлетворить такие потребности
нужно проводить рефлексии, различные тренинги, создать условия
неформального общения. Например, «День карьеры молодого педагога»,
проведенный в формате интерактивной площадки, где у педагогов
появляется возможность неформального общения с представителями
профессионального сообщества и с такими же, как они сами начинающими
специалистами. В данном формате педагог выступает и как пассивный
слушатель, и как активный, дискутирует на заданную тему. Или проведение
мероприятия «Час фитнеса», где педагог на занятиях с инструктором по
физической культуре может расслабить напряжение и избавиться от
усталости.
Так как авторы говорят о повышении профессионального мастерства
молодого педагога, необходимо рассмотреть такие формы профессиональной
деятельности, как показ открытых занятий и режимных моментов,
совместное обсуждение идей по проектированию развивающей среды
группы и т. д. В рамках наставничества проводятся тренинги, творческие
часы с постановками. Также наставники демонстрируют новшества на
авторских мастерских, которые периодически организуются по разным
направлениям. Результаты деятельности обсуждаются на педсоветах, научнометодических семинарах.
В результате реализации системы наставничества молодой педагог
становится вовлеченным в самостоятельный творческий поиск, формирует у
себя способности рефлексировать и самостоятельно управлять своим
профессиональным развитием, совершенствовать умение критически
оценивать происходящие перемены, ставить цели и добиваться результата.
Немаловажное значение имеет выработка своего индивидуального стиля
общения с детьми, родителями и педагогами.
Таким образом, система наставничества позволяет молодым педагогам
решить проблемы вхождения в профессию, овладеть способами организации
детского коллектива, формами проведения образовательной, игровой,
исследовательской и другой деятельности, развить свои профессиональные
функции: коммуникативную, координирующую, диагностическую,
конструктивно-организаторскую, исследовательскую. Кроме того практика
наставничества помогает сформировать портфолио молодого специалиста, а
главное – укрепить желание посвятить себя социально важному делу –
развитию, воспитанию и обучению детей. Для педагога-наставника данная
180
система выступает как способ повышения своей профессиональной
компетентности; повышения статуса и имиджа в глазах педагогов и
родителей; дает возможность пополнить свою методическую копилку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пархамович, А. В. Актуальные вопросы методического
сопровождения воспитателей дошкольного образования / А. В. Пархамович //
Методическое обеспечение образовательного процесса в современных
условиях : сборник статей Международной научно-практической
конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 41-46.
2. Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение
молодого специалиста : модели и типы наставничества / С. И. Поздеева //
Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 2 (16). – С. 87-91.
3. Опыт проектирования в условиях трилингвальной среды /
Н. В. Кленина, З. Б. Лопсонова, М. К. Воробьева [и др. ] // Дошкольный мир. –
2020. – № 3. – С. 2-4