Наталья Коренева
Возрастные особенности детей 6–7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Здравствуйте уважаемые родители, мы рады приветствовать вас. Сегодня на собрании мы вам расскажем о возрастных особенностях наших детей.
Публикация «Возрастные особенности детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
К 6-7-ми годам крупная и мелкая моторика хорошо скоординирована у большинства детей, что обеспечивает развитие основных двигательных функций ребенка и произвольность их актуализации. Развитие кинестетической функции должно позволять ребенку выполнять культурно-гигиенические навыки самообслуживания, свободно реализовывать замыслы воображения в продуктивной деятельности, воплощать графические идеи. Сформированность этой функции играет важную роль в речевом развитии и обеспечении готовности к школе.
При подготовке ребенка к школе значимым становится владение такими процессами, как слитное письмо, связная речь. Обеспечивающая эти процессы кинетическая (динамическая) функция в норме развивается к 7-милетнему возрасту, но может быть недостаточно сформированной у детей с индивидуальными особенностями развития, например, у медлительных. для развития этой функции требуются обязательное обеспечение специальные упражнения; регуляция мышечно-тонических процессов; развитие графического движения и подвижные игры. В 6-7 лет еще могут быть недостаточно развиты межполушарные взаимодействия. Признаки «взаимозаменяемости» сторон исчезают по мере возрастания роли одного из полушарий (его доминантности, и в норме могут сохраняться вплоть до 8-9-ти лет. Следует учитывать, что пространственные представления обладают сложным многофакторным строением, и развитие некоторых составляющих блоков этой функции может отодвигаться вплоть до 10-12-ти лет. Консолидация двигательных функций с функциями речи и памяти, функцией программирования и контроля собственной деятельности, с мотивационно-личностной сферой обеспечивает способность двигательных систем ребенка осуществлять символические координации, востребуемые в дальнейшем учебными процессами.
Социально-личностное развитие
У детей появляется самокритичность, осознание себя во времени, благодаря чему повышается уровень запросов к самому себе, к успеху, к своему социальному положению. Происходящие в их психике изменения характеризуются потерей беззаботности, что отражается в качественных изменениях сознания на этапе перехода от детской непосредственности к школьной зрелости. Ребенок способен увидеть трудности во взаимоотношениях, но не всегда умеет изменить способы общения, адекватно возникшей ситуации. Растущие физические возможности и уровень развития смысловых процессов позволяют осваивать вербальные и невербальные навыки коммуникации (за счет жестов, позы, интонации голоса). Наиболее оптимально освоение вариативных средств коммуникативной экспрессии обеспечивается в ходе телесно-ориентированных занятий и сюжетно-ролевых игр. Однако для этого требуется обеспечивать развитие семантического пространства психических состояний.
В 6-7 лет возможен переход от базовых эмоций (страх, радость и т. п.) к более сложным (восторг, удивление, ревность, тревога, веселье и т. п.) и способности произвольно передавать эмоциональные состояния. Способность к освоению более точных нюансов эмоциональных состояний расширяет сферу образов-представлений ребенка.
Развитие способности управлять своими эмоциями, адекватно проявлять их формирует более стабильный эмоциональный фон ребенка - эмоциональную устойчивость. На этой основе более эффективно осуществляется развитие способности к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, что является условием формирования интеллектуальной зрелости ребенка.
На фоне усложнения отношений ребенка с окружающими людьми развивается социальность как механизм формирования социальной зрелости. С 6-ти лет дети начинают осознавать, что другие люди могут иметь иные точки зрения, развивается понимание смысла. У ребенка развивается способность проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы. В связи с этим необходимо развивать способности ориентироваться в новой обстановке, понимать разный характер отношений к нему окружающих, способствовать развитию толерантности; обеспечивать освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; проявлять эмоциональную открытость, эмпатию; побуждать к общению выразительными средствами; развивать способности и умения сдерживать или заявлять о своих потребностях; избегать нежелательных контактов. Таким образом, через обогащение эмоционально-чувственного опыта и развитие социального «Я» осуществляется становление интегрального личностного новообразования – социальной компетентности. Необходимо побуждать ребенка к обобщению переживаний, которые он получает в процессе обретения личностного опыта. Обобщение переживаний, сопровождаясь развитием рефлексии, приводит к дифференциация Я-реального и Я-идеального. При этом Я-реальное заметно снижается. Происходит развитие самооценки как основного новообразования Эти изменения в самосознании ребенка приводят к развитию социального интеллекта.
Развитие внеситуативно-личностного общения выводит межличностные отношения на более высокий уровень и формирует иерархию мотивов. В результате соподчинения мотивов возникают новые возможности саморегуляции, обеспечивающие возникновение «позиции школьника».
Познавательно-речевое развитие
К 6-7-ми годам психолого-педагогическое обеспечение дифференциации зрительно-предметного восприятия должно привести к превращению телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое.
В 6-7 лет еще не сформирована потребность в теоретических знаниях. Мотивы, связанные с познаванием, учением имеют незначительный удельный вес. Поэтому начальный процесс обучения должен выстраиваться, исходя из возможности ребенка, проследить изменения в структуре личностного опыта. Возникновение познавательной потребности у ребенка осуществляется в процессе усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с взрослым выполнении простейших учебных действий. Развитию смысловых компонентов мотивационно-потребностной сферы психики ребенка будет способствовать использование таких методов как экспериментирование, опыт, поисковая деятельность детей - условия, которые, во-первых, позволяют ребенку предвосхищать дальнейшие открытия и поддерживать познавательную активность на высоком уровне, и, во-вторых, предоставляют ребенку свободу самостоятельного выбора, за который он сам несет ответственность.
Следует учитывать, что произвольность деятельности дошкольников еще не достаточна. Поэтому в некоторых случаях участие взрослого необходимо для того, чтобы периодически поддерживать направленность самостоятельной деятельности ребенка.
В этом возрасте по-прежнему преобладает непроизвольная память (запоминается, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить). Следует целенаправленно формировать осознанность процесса запоминания и вспоминания.
К 6-7 годам у ребенка необходимо обеспечивать развитие диалогической и монологической речи. Недопонимание информации, воспринимаемой на слух, может быть обусловлено недостаточной сформированностью речевой деятельности, а именно некоторых составляющих ее процессов. Такими составляющими являются слухоречевая память, обеспечивающая восприятие на слух и удержание информации; фонематический слух, обеспечивающий смыслоразличение звуков и артикуляцию, которая в норме уже должна быть сформирована. Кроме того, не у всех детей своевременно развивается кинетическая функция (динамика процессов, обеспечивающая линейность речевого высказывания и связность не только речи, но и мышления, вследствие чего детьми может не восприниматься вся полнота позиции взрослого.
В этом возрасте система восприятия ребенка переходит на качественно новый уровень организации, позволяя ему формировать представления о незнакомых объектах на основе имеющихся эталонов. В 6-7 лет у детей появляется желание и способность отходить от стандарта, комбинировать образцы (предметные, телесно-двигательные (физические, речевые, эмоционально-аффективные, изобразительные, музыкальные и т. п.).
Художественно-эстетическое развитие.
В этом возрасте система восприятия ребенка переходит на качественно новый уровень организации, позволяя ему формировать представления о незнакомых объектах на основе имеющихся эталонов. В 6-7 лет у детей появляется желание и способность отходить от стандарта, комбинировать образцы (предметные, телесно-двигательные (физические, речевые, эмоционально-аффективные, изобразительные, музыкальные и т. п.).
Для «созревания» художественно-эстетической деятельности как психологической составляющей этого процесса нужна внешняя мотивация. Поэтому необходимо включать детей в ту или иную творческую деятельность, обеспечивающую формирование эстетического сознания
Программа развития ребенка предшкольного возраста в Центре реализуется с учетом возрастных особенностей развития ребенка 6- 7 лет и включает в себя следующие занятия: психология, гимнастика, развитие речи, грамота, социально- эмоциональное развитие, математика (формирование элементарных математических представлений, английский язык, музыка, изо (рисование, лепка, аппликация, линейная графика.
Цели и задачи, содержание образовательной работы всех возрастных периодов были направлены на конечный результат - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.