Надежда Епифанова
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения чтения : причины, проявления, приемы коррекции
В логопедической практике существует определение, характеризующее трудности формирования процесса чтения, которое называется дислексия. К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, испытывающих трудности при чтении.
Публикация «Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции» размещена в разделах
Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении. Это нарушение обусловлено несформированностью тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.
С точки зрения структуры чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного изображения. В обеспечении процесса чтения участвуют сенсо-моторный и семантический уровни.
Благодаря сенсо-моторному уровню происходит звукобуквенный анализ слов; удержание полученной информации в памяти; возникновение на основе воспринятой информации смысловых догадок; сличение – контроль возникших догадок с данным материалом. Таким образом, данный уровень организации чтения обеспечивает его техническую составляющую, скорость восприятия и его точность.
Семантический уровень формируется на основе данных сенсо-моторного уровня и отвечает за понимание значения и смысла информации.
Основными недостатками, обусловливающими нарушения в технике чтения, являются:
1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу; невозможность заметить мелкие различия сходных по внешнему виду предметов).
2. Регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения).
3. Артикуляция (внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза).
4. Малое поле зрения (за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, поэтому глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. При сформированной технике чтения за одну фиксацию взгляда можно воспринимать всю строку, а иногда и абзац).
5. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (неумение предугадывать написанное и делать смысловые догадки).
6. Низкий уровень организации внимания (скорость чтения снижается неумением контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается).
7. Отсутствие гибкой стратегии чтения (начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение).
Часто встречающимися проявлениями нарушений чтения являются :
1. Неправильное называние при чтении некоторых букв вследствие их неузнавания или незапоминания ребенком, что приводит к неузнаванию и самих слов (вместо «окна» читает «скна»).
2. Побуквенное (а не послоговое) чтение (при назывании букв возникают их призвуки, что осложняет понимание прочитанного).
3. Искажение звуко-слоговой структуры слов («дрога» или «дорга» вместо «дорога»).
4. Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево, т. е. в обратном направлении.
5. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении (связано с бедностью словарного запаса).
Приемы коррекционной работы при нарушениях чтения.
• Прием «Дермолексия» (для запоминания букв) педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
• «Цветная проволока» : педагог вместе с учителем складывает буквы из проволоки.
• Игра «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память.
• Опознать и назвать наложенные, зашумленные, пунктирные буквы.
• Прием «Перепутанные слоги».
то,ре,ше (решето, ро,ва,ко (корова, та,за,бо (забота, то,ло,бо (болото,
ри,ла,пе (перила, ны,го,ва (вагоны, за,бе,рё(берёза, ца,си,ли (лисица,
пу, ста, ка (капуста, рел, та, ка (тарелка, вар, мо, са (самовар).
• Замени подчёркнутую букву на другую,чтобы получилось новое слово.
мука чашка горки перец чихать позвал
мука чашка хобот заход больной метель
печка мышка халат повар яблони сказка
печка мышка танец мешок спелый кожура
печка билет варит везёт корона кружок
цапля белка варит сынок малина гренки
венок шубка льды Алёна перила стёкла
• Добавление в слова заданных букв:
сон (л) река (п) стол (в) свет (о) ученик (б)
кот (р) сова (л) слон (к) вход (ы) дворик (н)
зал (в) кони (р) гость (р) рвёт (е) кассы (л)
рад (г) соня (т) шесть (р) срок (ы) стоит (р)
они (к) раки (м) клад (с) вчера (е) бедный (л)
сор (п) пары (т) сорт (п) смена (е) просил (т)
уши (л) дуло (п) ноги (т) ключ (о) здание (а)
•
Для отработки техники чтения :
• «Наступи на пятку» (чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе);
• Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
• «Буксир» : учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
• «Прятки» (нахождение в тексте слова с определё нным признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
• «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
• «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение).
Использованные источники:
1. https://pedsovet.org/publikatsii/logopediya/prakticheskie-priemy-korrektsii-narusheniya-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-na-logopedicheskih-zanyatiyah
2. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Учитель, 2009. – 165с.
3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – Спб: Питер, 2009. – 370с.