Мария Артемова
Проявления общего недоразвития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
При общем недоразвитии речи (ОНР, нерезко выраженном и выраженном, нарушены как звуковая, так и понятийная стороны речи.
Нарушения звукопроизношения проявляются в виде дефектного произношения звуков нескольких фонетических групп, смешений и замен оппозиционных звуков (звонких-глухих, свистящих-шипящих, л-р и др.) Отмечается несформированность (или недостаточная сформированность) фонематических процессов, что приводит к следующим последствиям: неспособности к спонтанному развитию навыков звукового анализа и синтеза слов, трудностям овладения навыками письма и чтения.
Публикация «Проявления общего недоразвития речи у детей» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Нарушения понятийной стороны речи проявляются в нарушениях формирования лексического запаса и грамматического строя речи. Словарь обычно ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (наблюдается неправомерное расширение или сужение смыслового содержания слов, смешение слов по смысловому и акустическому сходству, неадекватное употребление слов). В речи отмечаются многочисленные грамматические ошибки.
Остановимся подробнее на лексико-грамматических нарушениях. Ограниченность словаря – это и количественная, и качественная характеристика лексического запаса ребенка, страдающего общим недоразвитием речи. Особенность словарного запаса детей с ОНР обусловлена трудностями, которые они испытывают в овладении семантикой (значением) слов. Следствием этого является неточное знание многих слов и многочисленные ошибки в их употреблении. У детей с ОНР перенос названия с одного предмета на другой может происходить на основе:
- звуковой близости слов (например, клубок-колобок);
- отождествления наглядной ситуации – замещения названия предмета внешне сходным (пальто-плащ);
- расширения смыслового содержания слов;
- сужения смыслового содержания слов;
- сходного назначения предметов (блюдце-тарелка);
- обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к перифразу (душ – кран льёт воду);
- смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (засмотрелся на интересное кино, самолёт заземлился).
В активном словаре детей с ОНР преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов. Дети с ОНР часто не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий частей предметов. У многих из них практически отсутствуют в речи слова обобщающего характера. Многочисленные ошибки наблюдаются в названиях детенышей животных. Обозначая предметы, они часто смешивают слова одного рода, вида. Так, словом кофта обозначаются и рубашка, и кофта, и свитер. Затруднен подбор однокоренных слов, синонимов. Противопоставления по признакам длинный-короткий, толстый-тонкий, высокий – низкий, узкий-широкий в речи детей почти не встречаются.
Как правило, у детей с ОНР наблюдаются различные искажения звукослогового состава слов: элизии (усечение слога, пропуск звука); персеверации (застревание) -
повторы звука, слога; антиципации (упреждение, предвосхищение) – уподобление одного звука или слога другому; перестановки слогов, добавление слога, звука.
У детей с ОНР также отмечается отставание в развитии грамматического строя речи. Страдают словообразование и словоизменение. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении многих предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Сложные синтаксические конструкции отсутствуют, в предложениях простых синтаксических конструкций наблюдаются аграмматизмы. Задания на построение простых предложений с распространением и сложных, а также на сокращение или распространение предложений выполняются с ошибками. Это и нарушение количества слов, и нарушение порядка слов в предложении, и пропуск необходимых слов. Наблюдаются ошибки в согласовании и управлении. Они обусловлены недостаточным усвоением норм предложно-падежного управления – это морфологические аграмматизмы. Семантические аграмматизмы проявляются в неправильном употреблении слов при составлении фразы.
Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у детей с ОНР наблюдается недостаточное понимание учебных заданий, трудности в усвоении учебных терминов, трудности в формулировании собственных мыслей, в оформлении собственных высказываний. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Поэтому одной из главных задач корригирующего обучения является коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях.