МААМ-картинки

Проявления общего недоразвития речи у детей

Мария Артемова
Проявления общего недоразвития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

При общем недоразвитии речи (ОНР, нерезко выраженном и выраженном, нарушены как звуковая, так и понятийная стороны речи.

Нарушения звукопроизношения проявляются в виде дефектного произношения звуков нескольких фонетических групп, смешений и замен оппозиционных звуков (звонких-глухих, свистящих-шипящих, л-р и др.) Отмечается несформированность (или недостаточная сформированность) фонематических процессов, что приводит к следующим последствиям: неспособности к спонтанному развитию навыков звукового анализа и синтеза слов, трудностям овладения навыками письма и чтения.

Публикация «Проявления общего недоразвития речи у детей» размещена в разделах

Нарушения понятийной стороны речи проявляются в нарушениях формирования лексического запаса и грамматического строя речи. Словарь обычно ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (наблюдается неправомерное расширение или сужение смыслового содержания слов, смешение слов по смысловому и акустическому сходству, неадекватное употребление слов). В речи отмечаются многочисленные грамматические ошибки.

Остановимся подробнее на лексико-грамматических нарушениях. Ограниченность словаря – это и количественная, и качественная характеристика лексического запаса ребенка, страдающего общим недоразвитием речи. Особенность словарного запаса детей с ОНР обусловлена трудностями, которые они испытывают в овладении семантикой (значением) слов. Следствием этого является неточное знание многих слов и многочисленные ошибки в их употреблении. У детей с ОНР перенос названия с одного предмета на другой может происходить на основе:

- звуковой близости слов (например, клубок-колобок);

- отождествления наглядной ситуации – замещения названия предмета внешне сходным (пальто-плащ);

- расширения смыслового содержания слов;

- сужения смыслового содержания слов;

- сходного назначения предметов (блюдце-тарелка);

- обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к перифразу (душ – кран льёт воду);

- смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (засмотрелся на интересное кино, самолёт заземлился).

В активном словаре детей с ОНР преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов. Дети с ОНР часто не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий частей предметов. У многих из них практически отсутствуют в речи слова обобщающего характера. Многочисленные ошибки наблюдаются в названиях детенышей животных. Обозначая предметы, они часто смешивают слова одного рода, вида. Так, словом кофта обозначаются и рубашка, и кофта, и свитер. Затруднен подбор однокоренных слов, синонимов. Противопоставления по признакам длинный-короткий, толстый-тонкий, высокий – низкий, узкий-широкий в речи детей почти не встречаются.

Как правило, у детей с ОНР наблюдаются различные искажения звукослогового состава слов: элизии (усечение слога, пропуск звука); персеверации (застревание) -

повторы звука, слога; антиципации (упреждение, предвосхищение) – уподобление одного звука или слога другому; перестановки слогов, добавление слога, звука.

У детей с ОНР также отмечается отставание в развитии грамматического строя речи. Страдают словообразование и словоизменение. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении многих предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Сложные синтаксические конструкции отсутствуют, в предложениях простых синтаксических конструкций наблюдаются аграмматизмы. Задания на построение простых предложений с распространением и сложных, а также на сокращение или распространение предложений выполняются с ошибками. Это и нарушение количества слов, и нарушение порядка слов в предложении, и пропуск необходимых слов. Наблюдаются ошибки в согласовании и управлении. Они обусловлены недостаточным усвоением норм предложно-падежного управления – это морфологические аграмматизмы. Семантические аграмматизмы проявляются в неправильном употреблении слов при составлении фразы.

Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у детей с ОНР наблюдается недостаточное понимание учебных заданий, трудности в усвоении учебных терминов, трудности в формулировании собственных мыслей, в оформлении собственных высказываний. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Поэтому одной из главных задач корригирующего обучения является коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях.

Публикации по теме:

Формирование у детей правильной экологической оценки, создание ситуаций, требующих проявления заботы, внимания Актуальность: Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования.

Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста» Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой,.

Из опыта организации совместной детско-родительской деятельности в ДОУ в контексте общего оздоровления детей В поисках эффективной и жизнеспособной модели взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ для решения задач оздоровления детей,.

Консультации для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников, причины их проявления» УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников: причины, проявление» Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т. е. поставить.

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой дизартрией В процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений решались следующие задачи; - формирование психофизиологических.

Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 1. Актуальность темы Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции.

Особенности песенного творчества детей и их творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности дошкольников Введение Сегодня уже не требует дополнительных доказательств тот факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех.

Причины общего недоразвития речи Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия, а также в.

Взаимодействие логопеда и родителей по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Важной частью работы по устранению общего недоразвития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проявления общего недоразвития речи у детей
Опубликовано: 17 октября 2018 в 22:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проявления общего недоразвития речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Артемова (УИ 347953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД