Екатерина Кутовая
Социальные причины нарушения звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
(Подготовила учитель-логопед Кутовая Екатерина Александровна)
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, кто-то из родителей не выговаривает звук «Р» или «Л», то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.
Публикация «Социальные причины нарушения звукопроизношения» размещена в разделах
Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия по изучению английского языка.
Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым.
Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать «педагогической запущенностью». Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает формированию правильного звукопроизношения окружение, среда.