Людмила Муссорина
Опыт работы «Фольклор в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста»
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает сказки, потешки, прибаутки,колыбельные песни из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
Публикация «Опыт работы „Фольклор в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция и т. д.
Работая с детьми раннего возраста,в своей практике я решила применить народный фольклор для развития речи детей раннего возраста.
Я считаю, что ценность народного фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Я составила картотеку в которую вошли потешки подходящие для любого случая, также сюда вошли пальчиковые игры. Я считаю, что словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.
Потешки я включаю во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать. Использую в игре, в свободной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности. И таким образом в не принуждённой форме я вовлекаю детей в общение и проговаривание слов.
С потешками приступаем к приёму пищи. Они помогают деткам настроиться на приём пищи. Во время умывания. Подвижные - хороводные игры. Непосредственно-образовательная деятельность.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет интереса, радости, желания повторить еще и еще.
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.
В свою работу я вовлекла и родителей. С их помощью для детей был изготовлен пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка»,
который используется нами практически каждый день и для самостоятельной деятельности детей и для инсценировок.
В помощь родителям мною были подготовлены консультации: использование устного народного творчества в развитии речи детей, роль устного народного творчества в развитии речи детей.
Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи : звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с раннего возраста закладываются основы развития связной речи. Убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей : колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку- рябу, теремок, репку.
В результате общения с фольклорными произведениями у детей улучшается память, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас. Развиваются личностные качества, чувства (радости, тревоги, грусти, нежности) и хорошего настроения.
Многие детки вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях помогают мне подговаривать сказки и потешки при пересказе. Активно рассказывают об изображениях на картинках, о событиях из своей жизни.