Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [к]-[к’] и буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [к-к’] и буква «К».
Цель: знакомство со звуками [к-к’] и буквой «К».
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на различные виды контроля;
- учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- продолжать учить звуко-слоговому анализу слогов и слов, делению слов на слоги;
- продолжать учить детей определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
- развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове;
- развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Коррекционно-воспитательные:
- учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Оборудование: предметные картинки на звук [к-к’] цветные фишки, символ буквы «К», цветные карандаши, тетради.
Ход занятия
Орг. момент
Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот — ротик, нос —. , лоб —. , стол —. , пес —.
Взрослый объясняет ребенку артикуляцию звука [к]:
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
— горлышко «молчит».
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой, обозначается - синим цветом. У звука [к] есть мягкий братик звук [к’], этот звук тоже согласный, мягкий, глухой, обозначается –зеленым цветом.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [к-к’]:
[к, м, п, в, к. к’, р, с, к’…];
[ка, ма, па, ва; ак, ам. кя, ик, ру, сы, ке, ки. ];
«корова, стул, мак, мяч, машина, резина, рука, стол, кит, дом, киви, кисточка…»
Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к;
к, и, н, о;
к, о, т;
т, о, к;
к, е, д, ы;
к, т, о.
Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [к-к’], определить место звука [к-к’]в этих словах:
Найди лишнее слово в ряду:
корова, клумба, крыса, мак;
рак, мак, каша, лук;
капуста, комар, рубашка, карусель;
рыба, киви, кисточка, кит, киллограмм;
— определив количество слогов в словах:
кружок, клубок, каток, молоток;
кит, рубашка, кисточка, колосок;
кимано, кошка, крышка, кеды.
Добавить к целому слову последний звук [к]. Какое слово получилось?
Вол. (к, пол., пар., сто., рыба., лото., моря., завтра.
. Дифференциация звуков [к-к’]:
1)Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [к’]»:
[к, кь, кь, к, к, кь. ]
2)Повторить за взрослым слоговой ряд:
ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
3)Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [к] и [к’]):
капуста, кошка, кино, корова;
кеды, кегли, кисть, куст.
4)Подобрать слово по первому слогу:
ка. (-ша, ко. (-сы, ку. (-ры, ки. (-но, ке. (-ды).
5)Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К’] (Катя, Кирилл, «подарить им подарки».
Знакомство с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой «К» на нас глядит.
- На что еще похожа буква К? (ответы детей)
Игры с буквой.
Работа в тетрадях.
Итог занятия:
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику звукам?
- Чем отличаются звуки друг от друга?
- Какое задание показалось вам трудным?