Алевтина Белоногова
Народные подвижные игры в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Народные подвижные игры в раннем возрасте
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, в современных дошкольных учреждениях приоритетным является физическое развитие. Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.) В процессе приобщения детей раннего возраста к здоровому образу жизни большое значение приобретает игра. Поскольку игра – это ведущий вид деятельности ребёнка, она способствует овладению способов практической и умственной деятельности, усвоению нравственных норм и взаимоотношений между людьми. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Особый вид представляют собой народные подвижные игры.
Публикация «Народные подвижные игры в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
1. Роль народных подвижных игр в жизни детей
Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Народная подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
2. Виды подвижных народных игр
В содержании сюжетных народных подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни народа («В редьку», «Тканье полотна», «В базар» и другие, подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей» и другие). Сюжет игры обуславливает действия детей. Некоторые игры сопровождаются текстом («В ворону», «В голубей», «Тканье полотна» и др.).
Бессюжетные народные подвижные игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Салки», «Круговой», «В котел», «В ямки» и другие).
Народные спортивные игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря («Чиж», «Лапта»).
Используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы : общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка и индивидуально-типологические особенности; время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей.
3. Организация народных подвижных игр в раннем дошкольном
возрасте
Применение русских народных игр в процессе обучения и воспитания детей раннего возраста требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей.
6. По способу проведения (с водящим или без).
Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных подвижных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе : общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей.
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Воспитатель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально.
Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в группе раннего возраста, и первой младшей группе, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.
Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при всём этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.
Таким образом, народные подвижные игры являются неотъемлемым элементом системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, позволяющим эффективно и в наиболее мягкой форме помогать воспитанникам развиваться физически, умственно и духовно.