Лариса Галямова
Народные подвижные игры для старших дошкольников
▼ Скачать
«Мельница»
Играющие становятся в круг, каждый участник, не сходя с места,
кружится вокруг себя. При этом все поют:
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Крутись-вертись, жернов,
Съеден хлеб наш черный!
Мели, мели, засыпай.
И в мешочки набивай!
или
Съеден белый хлебик,
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот выходит из игры. Остальные повторяют песню и опять кружатся.
Публикация «Народные подвижные игры для старших дошкольников» размещена в разделах
Примечание. Эта игра хорошо тренирует вестибулярный аппарат, развивает чувство равновесия, способствует полноценному развитию мозжечка.
«Я по горенке шла»
Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий) :
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка дольше всех.
Перевёртов шесть!
После слов «Перевертов шесть!» играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счет подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.
Примечание. Повороты в воздухе - хорошее упражнение для развития координации и укрепления мышц спины.
«Шишки, желуди, орехи»
Играющие становятся кругом по три человека в затылок друг другу, лицом в круг. В середине круга стоит водящий. Если считать изнутри круга, то первые в каждой тройке - шишки, вторые - желуди, третьи - орехи. Водящий выкрикивает: «Орехи!» и орехи в произвольном порядке меняются местами - никто не должен оставаться в своей тройке. Водящий тоже стремится занять место ореха, а оставшийся лишним выкрикивает: «Шишки» («Желуди!», или опять «Орехи!») и те, кого назвали меняются местами. Игра проходит очень оживленно, когда несколько раз подряд выкрикивают одно и тоже название.
Примечание. Игра протекает с бурным весельем не надоедает в течение длительного времени. Тренируется ловкость и физическая выносливость, а благодаря частым перемещениям и тому, что, стремясь занять свободное место и не остаться лишним, бегущие игроки со смехом хватаю стоящих за плечи, чтобы удержать равновесие, а стоящие с веселым участием принимают их в свою «тройку», возникают доброжелательные отношения и чувство социального комфорта. Необходимость действовать очень быстро концентрирует внимание и тренирует механизмы быстрого реагирования, которые в дальнейшем будут востребованы в экстремальных ситуациях.
«Метелица»
Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть, стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится —
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Побеждает пара, которая кружилась дольше всех.
Примечание. Эта игра хорошо тренирует вестибулярный аппарат, развивает чувство равновесия, способствует полноценному развитию мозжечка. Мозжечок, помимо двигательной координации, отвечает за своевременное торможение эмоции ярости и его недоразвитие влечет за собой повышенную агрессивность.
«Продажные пеньки»
Играющие разбиваются на пары и садятся на корточки, образуя круг, пары сидят плечом друг к другу, а между парами небольшое расстояние, чтобы было видно, кто с кем сидит. Это «пеньки». Водящий ходит за кругом и покупает пеньки: кладет кому-нибудь ладонь на голову и спрашивает: «Продажный пенек?» Если ему отвечают «да», то пара встает и каждый бежит в свою сторону (тот, кто сидел справа, бежит в правую сторону, а тот, кто сидел слева, бежит в левую сторону, а водящий садится на корточки на освободившееся место. Пара обегает круг, и тот, кто успел занять место рядом с водящим, образует с ним новую пару пеньков. А прибежавший вторым становится водящим, отправляется покупать пенек, и игра продолжается.
Примечание. Эта игра хороша тем, что в ней проигрывают только один раз, т. к. тот, кто прибежал позже, становится водящим, «покупает» пенек и затем садится на свободное место, поэтому слабый ребенок не почувствует своей несостоятельности
«Завирушки»
Играющие становятся кругом и кто-нибудь молча изображает действие (рисует, танцует, моет пол, клеит обои и т. д.) Сосед справа удивленно спрашивает его: «Коля, что ты делаешь?». Коля называет не то действие, которое он изображает, а другое. Например, Ком изображает мытье пола, а отвечает, что он играет в волейбол. Теперь спрашивающий должен изобразить игру в волейбол. Его сосед справа опять спрашивает, что он делает, и все повторяется по кругу до тех пор, пока каждый не побывает в роли изображающего действие и спрашивающего. Детям эта игра нравится и они повторяют ее по нескольку раз подряд.
Примечание: изображая заданное действие на виду у внимательно наблюдающих за ним игроков ребенок учится самообладанию, которое является важным социальным и психологическим качеством. В этой игре у ребенка возникает активное взаимодействие между двигательным и речевым центрами коры головного мозга, т. к. он одновременно выполняет заданное ему действие и придумывает задание для соседа справа. Такое игровое умственное напряжение развивает способность к интенсивной интеллектуальной деятельности, т. к. формирует и тренирует механизмы взаимодействия между центрами коры головного мозга.
«Веселая ткачиха»
По считалке выбирают два «челночка», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Взявшись под руки «стенки» ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:
Я весёлая ткачиха - обе стенки идут навстречу друг другу
Хорошо умею ткать - стенки расходятся, шагая назад
Пинч-понч, клёпу-клёпу - стенки сходятся (шагают навстречу)
Хорошо умею ткать - стенки расходятся
Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются «затканными» в станке, т. е. зажатыми между стенками.
Примечание. Пробегая между надвигающимися на него стенками, ребёнок (или подросток) испытывает «веселый» ужас, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях.
Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночки.
«Снежный ком»
Играющие становятся кругом достаточно близко друг к другу, руки опущены. Кто-то называет свое имя: «Меня зовут Таня». Сосед справа продолжает: «Меня зовут Стёпа, Лиза», а следующий говорит: «Меня зовут Олег, Кирилл, Мирон». Таким образом, имя постепенно удлиняется, подобно снежному кому. Иногда взрослый организатор игры может незаметно для ребят расставить их так, чтобы рядом оказались дети с одинаковыми именами, тогда будет получаться так: «Меня зовут Аня, Аня, Лена, Мирон, Стёпа, Стёпа, Стёпа, Софья.» - это вызовет у играющих смех.
Примечание. Можно называть уменьшительно ласкательные имена - детям это нравится и формирует дружелюбные отношения в коллективе.
Очень полезно для развития речи и скорости мышления стимулировать играющих к максимально быстрому (и без запинки) произнесению имен.