Ирина Панина
Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям
В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика и, что особенно важно, образование. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, одним из средств, позволяющих организовать этот процесс увлекательно и продуктивно, является знакомство воспитанников с народной куклой.
Публикация «Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям» размещена в разделах
Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы:
1) обрядовые;
2) куклы-обереги;
3) игровые.
Материалы, из которых народная кукла изготавливалась, отличались разнообразием: существуют деревянные, каменные, берестяные куклы, изготовленные из льна, ткани, нитей, лыка и т. д.
Изначально народная кукла использовалась в первую очередь в различных обрядах и как оберег. До сих пор в народе хранится много суеверий связанных с магией куклы. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Куклу дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов. С раннего возраста старшие обучали ребенка искусству старинного кукольного рукоделия с его традиционными приемами изготовления. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Тряпичная кукла - это великолепное средство организации занятий по рукоделию, творчеству, конструированию из ткани и текстильному дизайну, декоративно-прикладному искусству.
Для решения обозначенных задач могут быть использованы различные практические методы и форм, связанные с изучением и созданием традиционной тряпичной куклы.
Первым этапом для реализации такого проекта в нашем детском саду является ознакомление детей дошкольного возврата с традиционной тряпичной куклой. Такое ознакомление проходит в виде цикла бесед на данную тематику. Темы для бесед: «Народная кукла, ее история»; «Традиции моей семьи»; «Кукла моей бабушки».
Основным продуктивным этапом приобщения дошкольников к народным традициям является процесс изготовления тряпичных и нитяных кукол. С детьми средней и старшей группы мы изготавливаем куклу «Ангел» и «Крупеничку», с воспитанниками подготовительной группы «Нитяную Долю» и «Столбушку». Праздничные циклы «Кузьминки» и «Масленичные посиделки» сопровождают куклы «Козьма» и «Масленица», изготовленные группой ребят. Этот процесс предполагает: вводную часть, разработку эскизов, изготовление основы куклы, создание костюма куклы, оформление куклы, итог занятия, презентация готовых работ посредством выставок, ярмарок, организации игр-театрализаций и т. д.
Одним из завершающих этапов проекта в нашем детском саду является создание мини-музея и тематической зоны, которые будут использованы для сюжетных и театрализованных игр с детьми.
Приобщение дошкольников к народной культуре будет более эффективным при участии родителей. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, дни именин, презентации, «Школы семейного мастерства», выставки и конкурсы «А ну-ка мамы!», «Семейная игрушка». Для ознакомления родителей с данной тематикой мы создаем информационные стенды в группе «Наши культурные традиции», «От истоков к современности» и т. д.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, это уникальное средство развития духовности и патриотизма, который мы рекомендуем использовать в своей практике коллегам.
Список литературы:
1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - М. : – Культура и традиции, 2017.
2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. А. Князева, М. Д. Маханева. -М. :Акцидент, 2015.
3. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : «Паритет», 2013.
4. Шайдуровой Н. В. В калейдоскопе русского народного искусства : тряпичная кукла/ Н. В. Шайдурова// Культура в современном мире № 1. - М., 2010, С. 203-220.