МААМ-картинки

Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Олеся Петрова
Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации и требованиям современного общества - одной из важнейших задач образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей.

Публикация «Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблемой развития нравственных чувств, нравственного поведения личности рассматривали в своих работах многие психологи, а именно JI. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Они обозначают нравственные отношения как побудители поведения человека, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей. Отмечают, что побудителями поведения человека являются нравственные отношения, которые проявляются в форме его потребностей, имеющихся интересов, а также склонностей. В своих работах они доказали, что именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы сопереживания эмоций и состояния сверстников.

В. А. Сластенин определил следующее определение нравственности - «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».

Одним из основных путей развития нравственных чувств у дошкольников является работа с художественной литературой. Именно художественная литература закладывает и побуждает в человеке высокие чувства, такие как эстетические, нравственные, интеллектуальные. Особо важное значение при развитии нравственных чувств у дошкольников имеет народная сказка.

Цель нашего исследования: теоретическое обоснование роли народной сказки при формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Народные сказки дают возможность детям задуматься над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке над своими поступками и обогащают эмоциональную сферу. Сказки раскрывают перед детьми весь спектр человеческих чувств, пробуждают интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей.

Народная сказка выполняет огромное количество функций: дает познание действительности, расширяет кругозор детей, дает эмоциональный опыт, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение. Но самая важная функция народной сказки — это формирование у дошкольников глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать свои поступки и свое отношение к окружающим.

Знакомясь со сказкой, дошкольники узнают огромное количество нравственных понятий, таких как добро и зло, справедливость, честность, смелость, сочувствие, сострадание.

Работая с народными сказками, как средством воспитания нравственных отношений, педагог должен уделять огромное внимание отбору произведений, их содержанию, методике чтения и проведению последующей работы, с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений (например, проведение беседы после прочтения произведения, а также на то, как эти представления отражаются в повседневной жизни ребенка – использует ли он полученные знания, как отражает свои чувства к сверстникам, как общается с окружающими.

Для знакомства детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу. Для этого в работе используют словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми сказок; рассказы о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотры диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по содержанием сказок (возможны только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения сказок мастерами художественного слова.

Особенности воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки позволяют сделать вывод о том, что сказка является важнейшим средством всестороннего гармонического развития личности. Она решает, как образовательные, так и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение народных сказок способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Литература

1. Алексеева, H.H. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и в школе) [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Н. Н. Алексеева. – М., 2011. – 20 с.

2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада [Текст] : Под ред. В. И. Логиновой / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. – М., 2011. – 214 с.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2022 в 21:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД