Олеся Петрова
Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации и требованиям современного общества - одной из важнейших задач образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей.
Публикация «Народная сказка как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблемой развития нравственных чувств, нравственного поведения личности рассматривали в своих работах многие психологи, а именно JI. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Они обозначают нравственные отношения как побудители поведения человека, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей. Отмечают, что побудителями поведения человека являются нравственные отношения, которые проявляются в форме его потребностей, имеющихся интересов, а также склонностей. В своих работах они доказали, что именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы сопереживания эмоций и состояния сверстников.
В. А. Сластенин определил следующее определение нравственности - «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».
Одним из основных путей развития нравственных чувств у дошкольников является работа с художественной литературой. Именно художественная литература закладывает и побуждает в человеке высокие чувства, такие как эстетические, нравственные, интеллектуальные. Особо важное значение при развитии нравственных чувств у дошкольников имеет народная сказка.
Цель нашего исследования: теоретическое обоснование роли народной сказки при формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Народные сказки дают возможность детям задуматься над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке над своими поступками и обогащают эмоциональную сферу. Сказки раскрывают перед детьми весь спектр человеческих чувств, пробуждают интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей.
Народная сказка выполняет огромное количество функций: дает познание действительности, расширяет кругозор детей, дает эмоциональный опыт, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение. Но самая важная функция народной сказки — это формирование у дошкольников глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать свои поступки и свое отношение к окружающим.
Знакомясь со сказкой, дошкольники узнают огромное количество нравственных понятий, таких как добро и зло, справедливость, честность, смелость, сочувствие, сострадание.
Работая с народными сказками, как средством воспитания нравственных отношений, педагог должен уделять огромное внимание отбору произведений, их содержанию, методике чтения и проведению последующей работы, с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений (например, проведение беседы после прочтения произведения, а также на то, как эти представления отражаются в повседневной жизни ребенка – использует ли он полученные знания, как отражает свои чувства к сверстникам, как общается с окружающими.
Для знакомства детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу. Для этого в работе используют словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми сказок; рассказы о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотры диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по содержанием сказок (возможны только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения сказок мастерами художественного слова.
Особенности воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки позволяют сделать вывод о том, что сказка является важнейшим средством всестороннего гармонического развития личности. Она решает, как образовательные, так и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение народных сказок способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.
Литература
1. Алексеева, H.H. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и в школе) [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Н. Н. Алексеева. – М., 2011. – 20 с.
2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада [Текст] : Под ред. В. И. Логиновой / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. – М., 2011. – 214 с.