Карина Сапогина
Проект «Русские народные праздники» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством народных праздников, "Русские народные праздники".
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-творческий.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру содержания:ребенок, семья и общество.
По характеру участия ребенка в проекте: исполнитель.
Участники проекта:
воспитатели;
дети старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет;
родители.
По продолжительности: 3 недели.
Продукт проекта: папка-передвижка
Актуальность
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Гипотеза проекта
Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они побуждают детей к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Гипотеза проекта заключается в том, что если знакомить детей с русской народной культурой через участие в народных календарных праздниках, будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к народным традициям.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства;
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;
Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве;
Прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор литературы, пособий, дидактических игр.
Составление тематического планирования мероприятия.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Проведение образовательной деятельности и мероприятий в соответствии с тематическим планом проекта.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение результатов работы.
Анализ деятельности
Систематизация и оформление материала в рамках проекта.
Формы работы:
беседы о праздниках;
чтение художественной литературы;
чтение стихотворений, примет, загадывание загадок;
с/ролевые игры;
прослушивание аудиозаписей;
дидактические игры;
продуктивная деятельность;
подвижные игры;
просмотр презентаций, мультипликационных фильмов;
конструирование;
создание: папка - передвижка
Тематический план работы
Января 1 неделя «Рождество Христово»
1. Познавательная беседа «Что такое Рождество?»
2. Чтение худ. литературы: К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина
3. Просмотр мультфильма «Рождество»;
4. Д/и: «Времена года», «Сложи картинку»;
5. Пальчиковая гимнастика: «Новогодний праздник», «Снежок»;
6. Подвижные игры «Горелки», «Снежная карусель»;
7. Заучивание рождественских примет;
8. Конструирование из бумаги «Рождественская свеча»;
9. Прослушивание аудиозаписей : рус. нар. песен, колядок;
10. Рисование «Рождество в лесу, праздники зверят»;
11. Консультация для родителей «Рождество Христово».
Январь 2 неделя «Старый Новый год»
1. Беседа «Старый Новый год»;
2. Подвижные игры: «Мороз - Красный нос», «Два мороза»;
3. Сюжетно- ролевая игра «Отмечаем Старый Новый год»;
4. Дидактические игры: «Что в мешке у Деда Мороза»;
5. Рассматривание иллюстраций о празднике Новый год, Старый Новый год;
6. Пение песни вокруг ёлки «В лесу родилась ёлочка.»;
7. Игры с ряжанием в уголке;
8. Конструирование: «Ёлочка зелёная выросла в лесу»;
9. Лепка «Новогодние игрушки»;
10. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к празднику.
«Крещение Господне»
Январь 3 неделя
1. История праздника «Крещение Господне»;
2. Упражнение «Праздник воды»;
3. Обсуждение народных примет в день Крещения;
4. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Валенки»;
5. Чтение пословиц и примет про Крещение, чтение стихотворения Ю. Шмидт «крещенская вода;
6. Д/и «Добро и зло», «Хорошо-плохо»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова»;
7. Рассматривание презентации «Зимние святки»;
8. Сюжетно- ролевая игра «Пойдём колядовать к куклам»;
9. Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок;
10. Лепка «Колокола;
11. Гадание «Чудесный мешочек».