Приложение МААМ

Проект «Русские народные праздники» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Карина Сапогина
Проект «Русские народные праздники» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством народных праздников, "Русские народные праздники".

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру содержания:ребенок, семья и общество.

По характеру участия ребенка в проекте: исполнитель.

Участники проекта:

воспитатели;

дети старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет;

родители.

По продолжительности: 3 недели.

Продукт проекта: папка-передвижка

Актуальность

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Гипотеза проекта

Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они побуждают детей к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Гипотеза проекта заключается в том, что если знакомить детей с русской народной культурой через участие в народных календарных праздниках, будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к народным традициям.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства;

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивающие:

Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;

развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развивать народные традиции;

Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве;

Прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подбор литературы, пособий, дидактических игр.

Составление тематического планирования мероприятия.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Проведение образовательной деятельности и мероприятий в соответствии с тематическим планом проекта.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обобщение результатов работы.

Анализ деятельности

Систематизация и оформление материала в рамках проекта.

Формы работы:

беседы о праздниках;

чтение художественной литературы;

чтение стихотворений, примет, загадывание загадок;

с/ролевые игры;

прослушивание аудиозаписей;

дидактические игры;

продуктивная деятельность;

подвижные игры;

просмотр презентаций, мультипликационных фильмов;

конструирование;

создание: папка - передвижка

Тематический план работы

Января 1 неделя «Рождество Христово»

1. Познавательная беседа «Что такое Рождество?»

2. Чтение худ. литературы: К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина

3. Просмотр мультфильма «Рождество»;

4. Д/и: «Времена года», «Сложи картинку»;

5. Пальчиковая гимнастика: «Новогодний праздник», «Снежок»;

6. Подвижные игры «Горелки», «Снежная карусель»;

7. Заучивание рождественских примет;

8. Конструирование из бумаги «Рождественская свеча»;

9. Прослушивание аудиозаписей : рус. нар. песен, колядок;

10. Рисование «Рождество в лесу, праздники зверят»;

11. Консультация для родителей «Рождество Христово».

Январь 2 неделя «Старый Новый год»

1. Беседа «Старый Новый год»;

2. Подвижные игры: «Мороз - Красный нос», «Два мороза»;

3. Сюжетно- ролевая игра «Отмечаем Старый Новый год»;

4. Дидактические игры: «Что в мешке у Деда Мороза»;

5. Рассматривание иллюстраций о празднике Новый год, Старый Новый год;

6. Пение песни вокруг ёлки «В лесу родилась ёлочка.»;

7. Игры с ряжанием в уголке;

8. Конструирование: «Ёлочка зелёная выросла в лесу»;

9. Лепка «Новогодние игрушки»;

10. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к празднику.

«Крещение Господне»

Январь 3 неделя

1. История праздника «Крещение Господне»;

2. Упражнение «Праздник воды»;

3. Обсуждение народных примет в день Крещения;

4. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Валенки»;

5. Чтение пословиц и примет про Крещение, чтение стихотворения Ю. Шмидт «крещенская вода;

6. Д/и «Добро и зло», «Хорошо-плохо»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова»;

7. Рассматривание презентации «Зимние святки»;

8. Сюжетно- ролевая игра «Пойдём колядовать к куклам»;

9. Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок;

10. Лепка «Колокола;

11. Гадание «Чудесный мешочек».

Публикации по теме:

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Русские народные праздники» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 11:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русские народные праздники» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Карина Сапогина (УИ 1294970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД