Любовь Сеидова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
ЗАДАЧИ:
• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
• Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
• Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусств.
• Работа над культурой и техникой речи детей.
• Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.
• Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Сентябрь
1 Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка»
2 Театральная постановка на сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
3 Беседа с детьми на тему «История театра».
4 День осени. Утренник.
Октябрь
1 Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».
2. Беседа с детьми различных видах театра.
3. Игра «Покажи эмоцию».
4. Создание и обновление театрального уголка.
Ноябрь
1. Изготовление масок своими руками.
2. Консультация родителей «Читайте сказки по ролям» (совместная деятельность ребенка и родителей).
3. Игра «Расскажи стихи руками»
4. Презентация на тему: «Виды театра».
Декабрь-Январь
1. Консультация родителей «Игры на выразительность мимики».
2. Иготовление новогодних декораций, для оформление группы.
3Театральные этюды по изображению сказочных персонажей.
4. Новогоднее представление.
5. Конкурс поделок.
Февраль
1. Консультация родителей «Искусство хвалить ребенка».
2. Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений (проигрывание фрагментов сказок с разными детьми.)
3. Конкурс рисунков «Эмоции на нашем лице».
Март
1. Сочинение собственной сказки. Введение новых героев и персонажей.
2. Вылепливание героев сказок собственного сочинения.
3. Консультация родителей «Воспитание чувств у ребенка».
4. Постановка придуманной сказки.
Апрель
1. Чтение сказки «ДЮЙМОВОЧКА». Подражание голосам персонажей, описание их характера.
2. Зарисовка наиболее запомнившихся фрагментов сказки.
3. Пересказ сказки по своей картинке.
4. Консультация родителей «Не делайте из ребенка кумира».
Май
1. Коллективный творческий проект.
а) постановка собственной сказки.
б) изготовление декораций.
в) Представление, выступление в актовом зале. Приглашение родителей на представление.
Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления :
• Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
• Способность создавать большое разнообразие замыслов;
• Творческое воссоздающее воображение;
• Способность ассоциировать неоднородные понятия;
• Мобилизация генерации идей;
• Творческое воображение;
• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.