Юлия Павловна
Народная педагогика в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Народная педагогика в воспитании дошкольников.
Детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
В первых лучах солнца уже видится наступающий день и поэтому занятия в детском саду начинаются с пожелания детьми друг другу доброго утра, с улыбки, с хорошего настроения.
Публикация «Народная педагогика в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
1. Значение народной педагогики в воспитании дошкольников.
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды?
Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?
Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.
Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
2. Фольклор, как ведущий компонент народной культуры
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является - фольклор.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки».
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочкуРябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
И теоретики - педагоги, и воспитатели - практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
3. Малые фольклорные жанры - средства народной педагогики в детском саду
Если ребенка просто одевать, мыть и кормить— это, значит, за ним ухаживать. Если с ребёнком в разных ситуациях разговаривать — это, значит, его воспитывать : ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются, разговаривают.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его, настроить ребёнка на отдых. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Пестушки, потешки, прибаутки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т. д.)
Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
В древности детей не воспитывали, а пестовали.
Пестование (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать)
Пестование - это целый процесс настройки взрослых на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.
Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры.
Вот если, учить дитятю мыть руки, умываться, нужно произносить пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Так вот, если пичкать ребёночка этими приговорками - пестушками, то устанавливается ритм, организм включается в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки».
Массаж, повороты головы, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с помощью воспитателя и др. – все это не только физически оздоровляет ребёнка, но и доставляет ему массу удовольствия. У ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать с взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой воспитатель чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны ребёнка.
Прислушиваясь к ласковому речитативу воспитателя, дети предвосхищают игровые движения, смеются и уже подставляют головку, протягивают ручки, вытягивают ножки и т. п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» детей.
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек,потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики», похлопывания ручками («ладушки», прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т. п.
Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.
Игра называется “ладушки”, потому что она налаживает работу детского организма. Что же обозначает слово “ладонь”? - центр наладки!
Для детей младшего возраста подбираются потешки, которые, не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т. п.
Расмотрим потешку «Сорока-ворона».
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” или ребёнок сам делает, стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”.
Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит делать пропусков, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Эта игра совершенно не противопоказана и взрослым.
Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.
Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.
Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.
Излюбленной словесной игрой детей старшего дошкольного возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.
Молчанка - это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности.
Загадки - одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок : они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословица заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка - не является полным суждением. Поговорка - часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица - ягодка: это законченное предложение.
4. Сказка в воспитании дошкольников.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно - следственные связи и явления - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Роль детских сказок в развитии детей многогранны - от развития фантазии до развития правильной речи.
Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.
Роль детских сказок - развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.
При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть»).
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- что зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).
Сказка не дает прямых наставлений детям - «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.
Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется - «Бобовое зернышко».
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.
Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.
Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Заключение
Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь. Педагоги многих детских садов используют сегодня в практике этот богатейший материал «народной азбуки».
Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.