Лучший педагог года

Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний

Кудряшова Надежда
Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы

Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний

Обогащение эмоционального опыта познания и общения детей с родной природой происходило в игре. По содержанию и времени бытования мордовские игры делятся на несколько групп:

Публикация «Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний» размещена в разделах

1. Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами («В белочку», «В ворону» и др.).

2. Театрализованные игры. Здесь детьми воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Играющие, используя разные средства, стремятся передать в изображаемых героях-зверях их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, душевные качества («Журавли», «В петушки» и др.).

4. Игры в закрытом помещении. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры («В мышку», «В крота», «Сеем, сеем мы горох» и др.).

Посредством игры у детей вырабатывалась внутренняя потребность поступать согласно образцам экологического поведения в природе и ценностное отношение к окружающему миру. Народные игры «В ворона», «В гусей и волка», «В белочек» и др. содержали сведения о животных Мордовии, сопровождались элементами театрализации, требующими подражания характерным движениям, повадкам, голосам зверей, птиц; в условной форме воссоздавали трудовые процессы.

Примеры мордовских народных детских игр :

Игра «Петушок»

Действующие лица: Петушок (на голове конусообразная шапка, сплетенная из тонких ивовых прутьев, хвостик из колосьев, Клушка, Цыплята. Петушок, Клушка выбираются из наиболее находчивых и активных ребят.

Содержание и условия игры: На игровой площадке отгораживается цыплятник для плененных цыплят. Им может быть начерченный домик с дверью, закрываемой засовом – веткой. По условиям игры, входить и выходить из цыплятника можно только приподняв, а затем опустив засов. Клушка, квохча, выводит своих пищавших цыплят на лужок. Цыплята держат друг друга за талию. Так Клушка доходит до петушка, который, присев на корточки, роет палочкой ямку, сам с удовольствием громко напевает: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!».

Клушка. Петушок, что ты роешь?

Петушок. Ямку.

Клушка. Что ты в ней ищешь?

Петушок. Камешек.

Клушка. На что тебе камешек?

Петушок. Чтоб носик точить.

Клушка. Зачем тебе носик точить?

Петушок. Чтоб цыплят твоих бить!

С последними словами петух бросается на цыплят и старается поймать более крепкого цыпленка, так как, по условиям игры, пойманный цыпленок должен помогать петуху ловить своих собратьев.

Клушка защищает своих цыплят, широко расставив крылья. Пойманные цыплята запираются в цыплятнике. Игра идет до тех пор, пока все цыплята не будут переловлены.

Оставшись одна, Клушка горестно квохчет и хлопает крыльями. Игра может быть и более сложной. На голову пойманного цыпленка – помощника петушок надевает такую же шапку из прутьев. Это специальный опознавательный знак, чтобы петушку легко было следить за его действиями, а цыплятам – бегать от него.

Цыпленок – помощник по своему усмотрению может вести двойную игру: помогать петушку и в то же время стараться ослабить его бдительность. В удобный момент он выпускает из цыплятника пойманных. Соблюдая правила игры – выводить плененных только через открытые двери.

Петушок, обнаружив предательство, снимает с помощника шляпу, надевает на другого цыпленка, а виновника запирает в цыплятник.

Как будет вести себя второй помощник, зависит от его желания. Петушок стремится не выпускать из поля зрения своих помощников, чтобы вовремя предотвратить бегство плененных цыплят.

Игра «За капустой»

Игроки, взявшись а руки, образуют круг – «огород». В одном месте цепь разорвана – это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.

Публикации по теме:

Доклад «Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников» Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре»Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре» Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир и развитием познавательной активности. На современном этапе.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная подвижная игра, как средство развития личности ребенка Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки по-движных.

Обобщенный опыт работы «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 городского округа Вичуга Обобщенный опыт работы воспитателя.

Русская народная песня как средство обучения выразительному пению Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает.

Русская народная сказка как средство развития личности ребенкаРусская народная сказка как средство развития личности ребенка Русские народные сказки-это форма повествования,которая повествует детям о добре, об окружающем мире. Это произведение русского фольклора,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 13:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная игра как средство обогащения этноэкологических знаний» (включая файлы) размещена пользователем Кудряшова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД