Элис Тимохина
Русская народная песня как средство обучения выразительному пению
▼ Скачать + Заказать документы
Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.
Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам, развитие голоса и слуха детей.
Публикация «Русская народная песня как средство обучения выразительному пению» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.
Чем же привлекает педагогов народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
В младшей группе использую следующие народные песни и попевки : «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок».
В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения, обращаю внимание всех на вступление к песне. Говорю детям: «Слышите, как звонко поет петушок? Не дает детям спать». Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу пропевать мягко, а второе – выделяя. Когда песня выучена, провожу ее инсценировку. Дети поют песню, сидя на стульях, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид, что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку».
Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народная песня – отличный материал для обучения детей напевному пению
В средней группе использую народные песни «Дождик, дождик, пуще», «Две тетери»; игры-хороводы «Ходит Ваня», «Гуси вы, гуси».
Пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля-соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку, пропевая ее от ля, си-бемоль, си.
Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогает напевному пению.
Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.
В старшей группе использую народные попевки и песни : «Чики-чики, чикалочки», «Бай-качи, качи», игры с пением : «Ворон», «Васька-кот».
Пропевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение. В течение года использую попевку для распевания, настраивая детей на высокое звучание песен.
Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоит гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.
Очень любят дети игры с пением. Важно, чтобы пение способствовало раскрытию игрового образа. Так, в игре «Ворон» движения соответствуют тексту песни.
На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни, но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различении двух соседних ступеней использую песню «Дождик». Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан. Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» и заостряю внимание детей на возвращение мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.
В подготовительной к школе группе рекомендованы песни «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Во поле береза стояла»; игры и хороводы: «Земелюшка-чернозем», «Теремок», «Горелки», «Калина» и др. Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении, поют без сопровождения. Поэтому игры-хороводы дети могут использовать в свободной деятельности.
Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пении попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая от разных ступеней, настраивая детей на высокое слитное звучание.
Пение русских народных песен, сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. Хороводы «Калина», «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения, т. е. пения с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.
Народные песни дети поют не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение. Например, когда идет дождь, можно спеть попевку «Дождик». В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки. Кроме того, мы используем народные песни и хороводы на праздниках и развлечениях.
Русская народная песня прочно вошла в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - обеспечивает эмоционально-психическое благополучие. Народный песенный репертуар помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.